На чём ездят марокканцы?

Apr 13, 2017 10:01

Во время нашего путешествия по Марокко мы, наверное, пользовались всем существующим местным рейсовым транспортом за исключением разве что грузовичков, которые возят пассажиров по пустыне. Так получается, что мы никогда не берем машины напрокат, и это дает нам возможность увидеть и прочувствовать, как и на чем ездят местные жители.
В этот раз мы летали на самолетах, ездили на поездах и автобусах, пользовались гранд-такси, обычным такси и автостопом.



Ну, что, по порядку? Тогда начнем, пожалуй, с самолетов.

Самолеты.
На самолете в Марокко мы летали единственный раз - из Касабланки в Загору - город, откуда планировали осматривать пустыню Сахару. Авиакомпания, которая обслуживала этот рейс, была "Royal Air Maroc" (других тут нет), а самолетик был очень маленький, винтовой - ATR. И вот, вроде летаем мы много и часто, но тут в аэропорту Касабланки чуть было не опоздали на рейс, потому что не смогли сразу найти нужный гейт. Представьте себе, терминалов в аэропорту было два: Т1 и Т2, при этом они оба находились в одном здании, но в его разных крыльях и на разных этажах. Указателей на наш гейт не было в принципе, и мы, прежде чем найти нужный, умудрились дважды обежать весь аэропорт. Причем, сотрудники аэропорта, походу, тоже были не в курсе, и отправляли нас в разных направлениях. Гадство, да! Впервые такое встречаю.
2.


Ну, а к самом рейсу никаких особых вопросов у нас не было.
3.


4.


Самое интересное, что летели мы с посадкой в Варзазате. Сели нормально, из самолета нас никто выгонять не стал, и мы вместе с другими пассажирами просидели в нем все время, пока новые пассажиры не зашли в салон и не заняли свои места.
5.


Единственное, что было странным в том полете, это то, что несмотря на факт, что стюарды дважды пронесли по салону поднос с булочками, они так никому их и не предложили, то есть, питание на борту было не предусмотрено. Зачем тогда было носить булочки, так и осталось непонятным. При этом, пассажирам бизнес-класса их тоже не давали. Мы сидели сразу за бизнес-классом, шторка туда была открыта, мы видели, что там летит единственный мужчина, и что ему ни еду, ни напитки даже не предлагали.
Иллюминаторы не очень чистые, да.
6.


А так выглядит аэропорт в Загоре.
7.


Поезда.
Поезда, пожалуй, были у нас самым популярным видом транспорта. Мы ездили на них из Касабланки в Мехнес, из Мехнеса в Фес, из Танжера в Марракеш и из Марракеша в Касабланку, и это не считая опять-таки поезда из аэропорта Касабланки в город и обратно. Вообще, железные дороги в Марокко порадовали. Не могу сказать, что цены на билеты там низкие, но качество поездов вполне нормальное, причем, как тех которые ходят на близкое расстояние, так и дальнего следования.
8.


У поездов на близкое расстояние обычно есть два класса. Мы все разы брали себе второй класс, так как, честно говоря, так толком и не поняли, чем он отличается от первого. Вагоны второго класса нам встречались двух видов (в таких же, кстати, мы не раз путешествовали в Европе): с сиденьями по два в ряду, расположенные точно так же, как в самолете, и с шестиместными купе с прозрачными дверцами и столиком между сиденьями. Увы, эти вагоны были не супер-новыми, поэтому розеток в них мы не обнаружили, а, вот, кондиционеры были, работали они хорошо, поэтому ехать в таких вагонах было комфортно. По вагонам первого класса в поездах мы проходили. Но, как я уже выше написала, чем они отличались от второго, мы не поняли. Они являли собой точно такие же купе с прозрачными дверцами.

Ну, и еще один приятный момент - по вагонам ходил дяденька с тележкой со снеками и с кофе-чаем. Все это было по вполне приемлемым ценам, а кофе при этом еще и вареным.

Что же касается поездов дальнего следования, то на таком мы ехали из Танжера в Марракеш. Ехать нам предстояло ночь, и мы взяли билеты в спальный вагон.
9.


Единственным минусом было то, что эти билеты в отличие от всех остальных, почему-то не продавались ни онлайн, ни в билетных автоматах на вокзале, и чтобы их купить, нам пришлось постоять в очереди в кассу (правда, она шла быстро). Зато купе оказалось суперским: шире, чем у нас в вагонах, на полках лежали очень мягкие матрасики, белье было чистым и практически новым. В общем, спали в ту ночь мы не хуже, чем в отеле.
10.


Вокзалы в городах, где мы были, на нас произвели не менее приятное впечатление. Они были чистыми, с множеством магазинчиков, салонов сотовой связи, которые для нас тоже были весьма актуальны, и кафешками. В кафе мы успешно подзаряжали наши девайсы (например, в одном из них были даже специальные розетки рядом со столиками). Так что, железными дорогами Марокко в целом мы остались очень довольны.
Вокзал в Марракеше.
11.


12.


Автобусы.
А вот тема автобусов в Марокко оказалась засадной. По всей видимости, они у марокканцев пользуются особой популярностью, и билеты на автобусы из одного города в другой лучше всего брать заранее. Так, к примеру, когда мы возжелали поехать из Феса в Шефшауэн и пришли за день до отправления на автовокзал за билетами, оказалось, что несмотря на то, что туда было аж целых три рейса с утра, билетов уже не было ни на один из них. Причем, как на завтра, так и на послезавтра. Самое интересное, что теоретически их можно купить и по интернету на сайте автобусной компании CTM (рейсы были их), но из-за какого-то маразма, продажа с оплатой картами, выпущенными не на территории Марокко, заканчивалась за 72 часа до отправления. То есть, если у вас, допустим, нет маршрута с четкостью до дня, то есть большой шанс, что на автобусах СТМ вы вообще никуда не уедете.

У других компаний с билетами немного полегче, но остаться без оных вероятность все равно очень большая.
Что же касается самих автобусов, то они в Марокко вполне достойные, а у СТМ считаются самыми лучшими.
13.


И это действительно так. Они новые, чистые, быстрые. Водители всегда одеты по специальной форме. На дороге соблюдают ПДД, не превышают скорость и выдерживают то количество часов в пути, которое они имеют право проехать без остановки. То есть, другими словами, водители не будут ехать весь путь без остановки, а каждые несколько часов обязательно делают ее примерно на полчаса, чтобы отдохнуть.
14.


Еще нас поразили автовокзалы СТМ. Мы их посетили несколько, но больше всего впечатлил тот, что в Варзазате. Собой он представлял большое светлое и современное здание. Но самым поразительным было то, что регистрация на рейс там проводилась точно так же, как на самолеты в аэропорту. То есть, мы подошли к стойке, показали наши билеты, нас отметили в компьютере, взяли 5 дирхам за багаж, забрали чемодан, погрузили вместе с другим багажом на тележку и сами отвезли и погрузили в автобус. В это время мы вместе с остальными пассажирами ждали начала посадки в зале ожидания, откуда через панорамные окна открывался отличный вид на автобусы - ну, в точности, как на летное поле в аэропорту. :)) Потом специальный дяденька открыл гейт и позвал всех на посадку, при этом он еще раз у всех проверил билеты.
15.


Правда, свой маразм во время путешествия автобусами СТМ тоже присутствует. Точнее, это не столько маразм автобусной компании, сколько самих марокканцев. Они почему-то далеко не всегда садятся на те места, которые у них написаны в билетах, хотя официально все как раз должны сидеть строго на своих. Мы дважды столкнулись с этой проблемой. И если в первом случае нам удалось сами решить вопрос и заставить пересесть двух теток с наших мест на свои, то во втором случае пришлось звать водителя. Причем, самое интересное, что водитель сначала немного замешкался и тоже предложил нам сесть на свободные места. Однако свободные места были только в самом конце автобусе, а меня там укачивает. В общем, в результате чуть было не разразился международный скандал. :)) Мы хотели сесть на свои места, тетки с наших мест уходить не хотели, а водитель не знал, что со всем этим делать. В результате он пересадил в конец автобуса какого-то постороннего дяденьку, нас посадил на его места (второе рядом с ним было свободно), а теток так и оставил сидеть на наших. В общем, бардак, несмотря на видимую красоту и порядок.

Гранд-такси.
Гранд-такси по своей сути ближе всего, наверное, к нашим маршруткам, хотя внешне это обычная легковая машина на шесть пассажирских мест. Смысл в том, что грнад-такси набирают и везут людей по какому-то определенному маршруту. Это, как шеред-такси в Юго-Восточной Азии. Цена билета на него примерно такая же, как на автобус. А вот, что касается комфорта, то тут может быть по-всякому. Мы пользовались гранд-такси два раза. В первый раз, когда ехали из Шефшауэна в Танжер, второй - из Загоры в Варзазат. Так вот, если во второй раз все было прекрасно, то в первый нам досталась машина на четыре пассажирских места: то есть, одно было рядом с водителем и три сзади. Однако водитель все равно решил, что ему нужно шесть пассажиров и утромбовал нас, как килек. На переднем сиденье ехали двое, а на заднем - четверо. И еще по какой-то загадочной дури водитель очень боялся открытых окон и все время требовал, чтобы мы их держали закрытыми. В общем, пока мы добрались до Танжера, я несколько раз думала, что помру.

Обычное городское такси.
Такое такси есть в каждом городе и чаще всего называется "Petit Taxi". Самое интересное, что его машинки везде своего цвета. Например, в Касабланке и Фесе красные, где-то мы видели голубые, где-то еще желтого и кофейного цветов. Очень оригинально!
16.


17.


Такси во всех городах, как правило, ездят по счетчику, очень дешевые и пользуются огромной популярностью среди местной публики. Впрочем, и мы на городских такси частенько разъезжали и остались ими очень довольны. Единственный минус был в том, что ходят они только по городу, и даже если вам надо выехать всего на несколько километров за его территорию, то точно не повезут.

Автостоп.
Да, автостоп в Марокко мы тоже испробовали. Но честно вам скажу, бросьте камень в того, кто вам будет рассказывать, что он там хороший. Прежде всего, замечу, что обычно на автостоп нам везет: стопится даже там, где у других может не стопиться часами. Но автостоп в Марокко - это какая-то, если и не засада, то все равно неприятность. Мы добирались автостопом из Феса в Шефшауэн. Расстояние было не таким уж и большим, около 220 километров. В Фесе на "Pettit Taxi" мы доехали до развилки на выезде из города. А дальше началась тоска. И в итоге, чтобы добраться до места, мы сменили четыре машины и потратили пять часов. Сначала нас подвез какой-то дяденька на несколько километров. Как мы поняли, он ехал принимать душ к кому-то в соседнюю деревню и везти нас дальше ему было не по пути. Затем, примерно 20-30 минут мы стояли на обочине дороги. Трафик был отличный, но подбирать нас никто не хотел. Все проносились мимо и в лучшем случае махали нам ручкой.
18.


Наконец, застопился дедушка на какой-то очень древней машине. Внутри нее разваливалось все. Например, у меня в руках осталась ручка. :)) Впрочем, дедушка такие особенности своего транспорта знал и на нас не ругался.
19.


Наоборот, он сказал, что будет рад показать нам местные красоты по пути, и действительно обратил наше внимание на водохранилище, когда мы проезжали мимо него, и даже немного притормозил, чтобы мы успели сделать фотографии. Но увы, он ехал не в Шефшауэн и подвез нас всего на 60 километров.
20.


21.


И снова мы оказались на обочине, и снова провожали взглядом проносящиеся мимо нас машины.
22.


Примерно через полчаса нас согласилось подвезти милейшее семейство (папа, мама и сын лет десяти), ехавшее в Уэзан из Мекнеса. Город Уэзан был по пути в наш Шефшауэн, и мы долетели до него довольно-таки быстро, правда, с одной остановкой в каком-то еще городке, где все попили кофе и перекусили.

И, наконец, в Уэзане мы практически сразу застопили еще одного деда на голубом фургоне мерседесе, который согласился подвезти нас уже до самого Шефшауэна. Правда, дед, как бы выразился Антон Кротов, оказался деньгопросом. Причем, выяснилось это не сразу, а когда мы проехали уже около десяти километров и остановились у автозаправочной станции. Дед сначала захотел с нас 500 дирхам, но потом снизил цену до 200, мол, чтобы ему хватило на бензин. Честно говоря, для нас в этот раз добраться в Шефшауэн чистым автостопом было делом не принципиальным, и мы согласились на его 200 дирхам. Если не считать того, что по дороге он немного ныл, что мы не дали ему 500, доехали мы, в общем-то, неплохо.

Но в целом, автостоп в Марокко муторен, и я не могу посоветовать им пользоваться всем путешественникам. К тому же, если в том регионе, где им ездили мы, он, по крайней мере, хоть в таком виде, но существовал, то в той же Сахаре автостоп - реальная засада.
23.


Рейсового транспорта там немного, часто из города в город даже местным добираться не на чем, и все они как раз норовят стопить. В результате мы видели места, где буквально на несколько километров нам попадалось около десятка стопщиков.
Как-то так...

---------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из путешествия по Марокко:
2016 год, сентябрь-октябрь:
Фес. Зачем в этом марокканском городе каждому туристу вручают веточку мяты?
1000 и 1 способ разводки туристов в Марокко
Фес. Хотите жить, как марокканцы?
Волюбилис. Зачем европейцам Марокко?
Мекнес. Отец 1200 детей и одного города
Как нас пытались развести в Касабланке
Фотообзор: Марокко. Моя пятидесятая страна

+ ДОБАВИТЬ ЭТОТ БЛОГ В ДРУЗЬЯ

Марокко

Previous post Next post
Up