Человеческие крылья, свадебные обряды, чаепитие в юрте и танец рыбок

Jun 11, 2015 11:12

Россия - страна большая и многоликая, не мне вам рассказывать. И если в ее европейской части жители ставят печки в избах, варят квас и медовуху, выращивают кур и козочек, а в огородах сажают картошку, то в Азии совсем другая жизнь. Там юрты, олени, горы и чай на травах. В принципе, мы с Антоном уже не раз бывали в Сибири. Но от этого наш интерес к ней нисколько не уменьшился. И когда, будучи в Этномире, мы узнали, что в тамошнем парке народов Севера, Сибири и Дальнего Востока появились новые интересные постройки, мы решили, что нам обязательно надо туда сходить и всё посмотреть.
Впрочем, одними домиками мы, конечно, не ограничились и нашли там еще много всего другого интересного.




Вообще, когда смотришь на все эти северные, сибирские постройки, не перестаешь удивляться, насколько же они отличаются от всех нам привычных! А одновременно с этим начинаешь задумываться, как людям, вообще, приходило в голову возводить их именно такими? Почему они, к примеру, круглые или многоугольные в плане, когда, казалось бы, построить четыре ровные стены куда проще? Почему некоторые из них совсем без привычной нам крыши? А у других вход находится там, где и не сообразишь поискать?
Вот, к примеру, на первом фото - многоугольный (а, точнее, шестиугольный) срубный аил. Его строили теленгиты - субэтническая группа южных алтайцев, коих по переписи населения 2002 года осталось всего 2399 человек. Их традиционными занятиями были отгонное скотоводство и охота. Теленгиты разводили яков, верблюдов, коров, овец и коз, но особенно балдели от лошадей, очень их уважали и даже называли "человеческими крыльями". Поначалу теленгиты были кочевниками, но, как и любой народ, постепенно привыкали к оседлому образу жизни. И вот их аил как раз и относится к переходному типу жилища от кочевого к оседлому.
Аил делился на жескую (правую от входа) и мужскую стороны. Напротив двери за очагом был передний почетный угол, где обычно висели изображения духов.
2.


В принципе, похожие дома строили и тубалары - северные алтайцы. Сейчас их осталось еще меньше, всего 1565 человек. Китайцы называли тубаларов "дубо", то есть "таежные лыжные охотничьи племена". Занимались они в основном пешей охотой на копытного зверя, рыболовством и собирательством, а заодно матыжным земледелием - выращивали на расчищенных в тайге участках ячмень, рожь, пшеницу, коноплю и табак, некоторые еще разводили оленей. Свои дома они называли айлу. Они были 4-х, 6-ти или 8-ми угольными и принадлежали в основном только состоятельными семьям. Земляной пол внутри покрывали берестой, корой или тесом. Двери в них ориентировались в сторону реки.
3.


Но экзотичиским видом своих домов теленгитов и тубаларов явно превзошли кумандинцы - тоже северные алтайцы, численность коих на сегодня 3114 человек, и которые занимались разведением лошадей, зимней коллективной пешей охотой на крупного и пушного зверя, рыболовством и собирательством. Кумандинцы вели оседлый образ жизни. Их поселения были маленькими и состояли всего из 5-10 домов. Строились они по образцу русских сибирских сел, постройки размещались небольшими группами и не образовывали улиц.
Распространенным жилищем у кумандинцев была полуземлянка. Ее улубляли в землю всего на 1 метр, а сверху и со всех сторон покрывали берестой и дерном. Внутри стены были бревенчатые или обшитые досками. Их обмазывали глиной или белили. В крыше жилища имелось окно из переплетеных прутьев.
Вот, как это выглядело. Красота, правда? :)
4.


Полуземлянка, айлу и аил.
5.


Помимо полуземлянок кумандинцы строили небольшие четырехугольные однокамерные срубные жилища. Крышу они покрывали пластинами дерна.
6.


Шорцы. Этих товарищей сейчас сохранилось гораздо больше, чем теленгитов, тубаларов и кумандицев, причем, вместе взятых. Шорцев, по последней переписи населения, 13975 человек. Согласно традиционному мировоззрению мир шорцев был разделен на три сферы: небесную, где находится высшее божество Ульгень, среднюю - Землю, на которой живут люди, и обиталище злых духов, подземный мир, в котором властвует Эрлик. Шорцы занимались выплавкой и ковкой металлов, охотой, рыболовством, скотоводством, ручным земледелием и собирательством. Было время, когда изделия из железа, обработанные шорскими кузнецами, славились на всю Сибирь.
Жили шорцы в срубных юртах сенек. Очаг внутри их юрт был в виде простой глиняной очажной ямы у стены напротив входной двери, а деревянный крюк с котелком подвешивался над очагом на поперечной жерди.
7.


В юрте шорцев в Этномире открыли Таежную лавку, в которой можно были купить всевозможные травы для чая, мёд, варенья, грибы, ягоды и разные сибирские амулеты. А у входа в нее сидел ручной ворон!
8.


А еще у шорцев был забавные свадебные обряды, сохранившиеся аж до начала 20 века. Тогда у них было две формы заключения брака: умыкание и сватовство. В обоих случаях свадьбы обычно праздновали весной. Готовясь к похищению невесты, жених сначала должен был получить от нее личное согласие и платок в задаток. Затем в установленное время украдкой, обычно ночью, он подъезжал к дому девушки в сопровождении своих холостых товарищей на нескольких лошадях, одна из которых предназначалась для невесты. По сигналу девушка выходила из дома, садилась верхом на коня, и вся компания отправлялась в дом жениха. Там невесту передавали родственникам жениха по женской линии, а утром начинали сооружать свадебный шалаш одаг.
Пока жених с помощью кресала высекал в одаге огонь, невеста, стоя снаружи у входа, одаривала всех пришедших женщин медными кольцами. Девушки старались с детства набрать к моменту замужества побольше таких колец. Потом жених и невеста садились на скамью рядом с шалашом, и одна из родственниц жениха заплетала невесте правую косу, приглаживая ее жирной костью (представили, да?) и давая молодым съесть с нее по куску мяса. Вторая родственница жениха при этом заплетала левую косу, обмазывая ее ложечкой со сметаной (бедная невеста! :))). Концы заплетенных кос связывал сам жених специальной веревочкой чинча. Три дня свадебного пира молодые находились в шалаше и принимали подарки и угощения. Я, вот, думаю, а поговрка "С милым рай и в шалаше" не отсюда ли пошла? Все это время в шалаше горел небольшой костер, брать головешки из которого не разрешалось. Вокруг одага и днем, и ночью не прекращался свадебный пир. По окончанию пира бересту с шалаша снимали, а остов уносили в лес и прислоняли там к стволу дерева. Ну, а молодые до постройки своей юрты переходили жить в дом свекра.
Вот так выглядел свадебный шалаш.
9.


Но не надо путать свадебный шалаш шорцев с чумом телеутов, тем более, что это не так сложно, ибо они внешне отдаленно похожи, а к тому же и шорцы, и телеуты покрывали эти свои сооружения берестой. Телеуты считались самыми могущественными властителями Верхнего Приобья. Для строительства своих чумов они сначала заготавливали жерди определенных размеров, кору лиственницы, сосны или бересту и прутья для обруча. Кору сдирали с дерева весной и складывали в штабеля. Прутья для обруча готовили так: нетолстый ствол дерева раскалывали пополам, после чего в землю по кругу нужного диаметра вбивали колья, затем части ствола выбивали по кольям. Для установки остова чума они брали две толстые жерди с развилками на концах, которые вставлялись друг в друга, а потом к ним приставлялись другие. Всего для строительства юрты требовалось до 100 жердей. Их длина достигала 7-12 метров. Для двери при строительстве чума телеуты оставляли специальное отверстие, которое всегда было ориентировано на восток. Затем остов чума покрывали корой, но так, чтобы одна пластина заходила на другую. Начинали покрывать остов всегда снизу и по кругу, затем делали следующие круги. Верхний конец чума оставляли открытым, он становился отверстием для дыма. Поверх коры, чтобы ветер не сорвал ее с чума, клали дополнительные жерди. Внутри чума, в центре, прямо под дымовым отверстием телеуты устанавливали очаг - три продолговатых камня, вкопанных в землю под острым углом, которые потом сменил чугунный таган.
10.


Ну, а это сооружение вы наверняка узнали! Да-да, обычный навес. В нем хранили упряжи, рыболовные снасти, охотничьи ловушки, лодки, нарты, дрова.
11.


А теперь снова экзотика. Жилище селькупов под названием карамо. Селькупы жили в междуречье Оби и Енисея, занимались охотой, рыболовством, оленеводством, керамическим, ткацким и металлургическим производствами, нынче их осталось 4249 человек. Селькупы-мужчины и мальчики обычно стригли волосы в кружок, мужчины иногда носили одну-две серьги. Девушки и замужние женщины заплетали волосы в две косы. Девушки вплетали в косы цветные лоскутки, привешивали металлические украшения и бусы. Замужние женщины никаких украшений в косах не носили.
Карамо же - это зимняя двухкамерная землянка. Их строили обязательно выходом к реке и часто попасть в них можно было только на лодках. У первого помещения (сеней) не было передней стенки, потому что в него втаскивали лодки. Второе (жилое) помещение было больше и глубже первого, его стены обкладывали бревнами, а крыша из бревен и слоя бересты засыпалась землей. Отапливалось карамо огнем очага или чувала (камина) с остовом и трубой из жердей, обмазанных глиной.
12.


Ну, а это уже - монгольские юрты. И вот, как раз в одну из таких мы и отправились на чаепитие.
13.


Правда, та юрта, в которой оно происходило, располагалась не в парке, а на улице Мира. Но это все равно было здорово.
14.


У входа нас встретил молодой человек и сразу предложил чая на травах: с чебрецем, имбирем и мятой. Монголы, правда, по своим рецептам добавляют в него еще молоко и жир, но мы решили не ударяться в экзотику.
15.


А перед тем, как угостить чаем, молодой человек нас в юрте правильно рассадил: девушек справа от входа, а мужчин - слева. Именно такая "рассадка" всегда была принята и у монголов, и жителей наших Сибири и Севера (коряков, эвенков и других). Кроме того, мужчины всегда сидели ровно, а женщины, подогнув ноги назад и под себя. Но, что самое интересное, никому, ни мужчинам, ни женщинам, нельзя было сидеть с вытянутыми вперед ногами. И это вовсе не было какой-то плохой приметой. Всё дело в том, что хозяйка дома постоянно ходила туда-сюда, подливала гостям и своим домочадцам чай, носила горячий чайник. А если бы кто-то из них сидел с вытянутыми ногами, то у нее сразу бы возрос риск споткнуться о них. Поэтому такого правила все придерживались очень четко и не подвергали ее неприятностям.
16.


17.


Как вы уже, наверное, и сами поняли, молодой человек в юрте оказался специалистом в области традиций и обычаев северных народов и рассказал нам много всего интересного об их церемонии чаепития. Например, частенько на них специально собирались мужчины, чтобы порешать какие-то свои дела. Заседать за чашкой чая они могли часами. Правда, женщинам разрешалось уходить в любое время, это никак не обижало ни гостей, ни хозяев, ибо все они понимали, что именно женщине надо готовить дома еду, кормить детей, укладывать их спать и делать прочие дела по хозяйству.
18.


Чай было принято пить из чашек или из пиал. Наливали его по чуть-чуть, потому что считалось, что, если налить полную пиалу, то это - неуважение к гостю. Если гость не хотел, чтобы ему подливали чай еще, то мог просто прикрывать пиалу рукой. А если не хотел вообще больше пить чай, то ставил пиалу на стол или рядом с собой.
19.


Нашу церемонию чаепития экскурсовод закончил игрой. Оказалось, он, по северному обычаю, умел здорово подражать звуками всевозможным животным. Это его умение было сродни горловому пению, ибо принцип там похожий. И он предложил нам угадать, кому же он подражает. Мы угадали тетерева, гуся, волка, медведя и разных прочих животных. Но самый прикол был тогда, когда молодой человек изобразил нам рыбу, а все стали прислушиваться, думая, что просто плохо его слышат. :))
Но знакомство с сибиряками и с северными народами у нас на этом не закончилось. Еще мы побывали на вечере у костра, на котором нам показали некоторые музыкальные инструменты коряков и эвенков, изобразили, как на них играют, а в конце даже провели мастер-класс по традиционным танцам.
Бубен.
20.


А как называется вот этот музыкальный инструмент, я, к сожалению, забыла. Хотя хорошо помню, что он сделан из китового уса.
21.


Ну, а так выглядел мастер-класс по корякскому национальному танцу. Танцуют его обычно и мужчины, и женщины, а в движениях танцоры должны подражать животным: то изображать медведя, то лису, то птичку. Здесь, к примеру, все изображают плывущую рыбку, рука - это хвостик. :) Честно признаюсь, что я танцевать не пробовала, но судя по реакции тех, кто пробовал, танец, несмотря на кажущуюся простоту движений, оказался не прост, и вскоре многие устали.
22.


Ну, а Даню больше всего привлек костер. Всё-таки надо будет его как-нибудь этим летом сводить в поход с костром, палаткой и ночевкой. Я думаю, он оценит.
23.


--------------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из этого путешествия:
2015 год, май:
Этномир. Пироги за утюгами...
Этномир. Бенилюкс в 100 км от Москвы
Этномир внезапный

[Мои другие рассказы из путешествий по Калужской области:]
Мои другие рассказы из путешествий по Калужской области:
2013 год, август:
Таруса Паустовского
Таруса Цветаевой
Таруса детско-отдыхательная
Петухи одни да гуси в городе Тарусе

2011 год, май:
Инино. Как мы участвовали в конных пробегах

2010 год, июнь:
Парк птиц. Попугаи, павлины, туканы и прочие пернатые
Этномир не по-этномировски: фрироуп и хаски
Чудесатый Никола-Ленивец
Водопад Радужный или первый экстрим у Дани и Вани
Наш первый опыт автопутешествия с малышом + Фотообзор мест, где мы побывали

2008 год, июль:
Этномир без фестивалей

2007 год, октябрь:
Боровск - город в узорах

2007 год, июль:
Чертово городище и его окрестности


Чукотский автономный округ, Дальний Восток, Сибирь, Монголия, Камчатский край, Камчатка, Чукотка, Алтайский край, Калужская область

Previous post Next post
Up