Трехгорный (Бадаевский) пивоваренный завод

Oct 10, 2018 07:05




Гуляя по Пресненской набережной взгляд притягивают красно-кирпичные здания на противоположном берегу Москвы реки. Рядом одна из сталинских высоток - красавица гостиница Украина (Radisson Royal Hotel), набережная Тараса Шевченко и один из лучших видов на Москва Сити. Дорогое и очень престижное место, а занято непонятными промышленными зданиями. Но это лишь для тех кто не знает, что это знаменитая территория Трехгорного или Бадаевского завода.





2.

Скоро завод ждет серьезная реконструкция, хотя как быстро все произойдет не понятно. Поэтому так приятно было прогуляться по территории с экскурсией от "Промпоезд" и "МосПромАрт".



3.
Наш экскурсовод Ирина Вишнякова. Экскурсия начинается от старых въездных ворот, которые сейчас находятся во дворе дома 8 по Кутузовскому проспекту. Конечно, раньше никого проспекта не было, а мимо пролегал Дорогомилов вал.

Трехгорный завод - это один из первых московских пивоваренных заводов. В 1875 году московским купцом Бенедиктом Антоновичем Гивартовским, владельцем спирто-дрожжевого завода на Дербеневской набережной, пивоваром Альбертом Альбертовичем Кемпе, и несколькими фабрикантами и предпринимателями создано товарищество для строительства пивоваренного завода. Землю купил Гивартовский недалеко от Москвы на берегу Москва реки. Тогда эта территория была за пределами столицы, по сути Подмосковье.



4.

В XIX веке даже заводы строили красивые. Посмотрите на ворота.



5.

Фигурная ковка и ЗГ - Трехгорный - эмблема завода.



6.

В углах можно увидеть символы пивоварения - три колоса ячменных, лоза хмеля.



7.

Вот так выглядели Главные ворота завода.



8.



9.

К моему сожалению, экскурсию по техническим причинам перенесли на час, поэтому солнца мы почти не застали. Теперь мечтаю приехать погулять по территории самостоятельно. Около проходной стоит бюст руководителя завода в советское время.



10.

Сразу около входа стоит паровоз Су 205-37 ("Сормовский Усиленный"). Это единственный сохранившийся до наших дней паровоз второй серии Су, изготовлен в 1930-е годы.



11.

В 1996 году предприниматели собирались открыть ресторан "Царский поезд", для чего доставили из Жуковского паровоз с тендером и три цельнометаллических вагона, в которых и должно было разместиться оригинальное заведение общепита. Грянувший вскоре экономический кризис прервал реализацию интересного проекта и со временем всё железо, кроме паровоза, было отправлено на металлолом. Прочитала об этом у Жени evge_chesnokov



12.

Первый корпус, который мы видим постройки 1895 года. Здесь работали технологи-пивовары. Завод сейчас как музей под открытом небом, где можно увидеть развитие архитектуры, здания разных годов и стилей.



13.

Большая часть зданий сейчас сдана в аренду.



14.



15.

Парковка не позволяет посмотреть и сфотографировать здания как следует.



16.

Экспедиционный корпус самый красивый из зданий.



17.

Башня мне напомнила мультфильм "Меч в камне" Дисней. Прямо вижу как из дыры в крыше торчит остроконечная шляпа Мерлина.



18.

Корпус постройки 1977 года.



19.

Площадь завода раньше составляла 40га, а сейчас около 8.



20.

Экспедиционный корпус с эркером и сохранившимся кусочком лепнины.



21.



22.



23.

Здесь виден год постройки здания 1910.

У lilyhoplit прочитала, что это корпус бывшего ресторана при предприятии. Архитектор Р.И.Клейн, 1893-1896 годы. Ресторанный корпус был решен в духе немецких торговых рядов XV-XVI веков - краснокирпичный, со стрельчатыми аркадами, детали из белого камня и лепнины, башенки с черепичным покрытием, узкие окна с мелкой расстекловкой. Правая часть дегустационно-экспедиторский цех.



24.

Почему стоит ходить в такие места с экскурсией? Кроме подробного рассказа, есть возможность попасть в места закрытые для обычных людей. Так мы зашли в здание бывшей насосной или колодезной станции.



25.

Все знают, что кроме хмеля, солода или ячменя для пивоварения нужна хорошая вода. Глубина колодцев около 40 метров. Даже заглядывать страшно. Сейчас арендатор здания зашивает эти колодцы.



26.



27.



28.

Стены из клейменного кирпича "Товарищество В.К.Шапошникова и М.В.Челнокова"



29.

Скоро здание осовременят.



30.



31.



32.



33.



34.



35.

Заводской корпус 1890 год постройки. Вот не знаю как вам, а мне архитектура здания напомнила церковь западного образца. Особенно центральная часть. Учитывая, что тогда завод представлял из себя целый мини-город с больницей, жилыми домами, кузницей и казармой, то предположить что была и церковь логично.



36.



37.



38.



39.

Вообще ощущение, что левую часть здания достроили потом. Видно это по окнам.



40.

А это вместо пожарного колокола.



42.

Многие здания успешно адаптировали для современного использования. Вот здесь ресторан Salon. Рядом 45 метровая башня, установленная в 1880х годах теперь осквернена рекламой(



43.

Проходя мимо стоит обратить внимание на вторую башню, которая теперь часть другого здания.



44.



45.

Сейчас на заводе соседствуют сохранившиеся здания и полная разруха. Стоит только за угол заглянуть.



46.



47.



48.

И сразу за полуразобранным зданием малой конторы находится ресторан "Магадан". Судя по необычной рекламе ресторан рыбный.



49.



50.



51.



52.

В подвальном этаже разместился батутный центр. Обратите внимание на высоту потолков, колонны сохранившиеся с момента постройки и двутавровые балки под крышей.



53.

На стенах здания много металлических "штурвалов", по сути это часть конструкции. Они притягивают балку к стене.



54.

Вот такая надежная система.



55.

Видно, что кладка двойная.



56.

Это центральное здание фабрики, оно очень большое. Сейчас на верхнем этаже заведение "Крыша мира".



57.

Сохранилась старая лестница.



58.

А мы приближаемся к старому элеватору.



59.

Сверху засыпалось зерно, через окошки.



60.

На здании можно увидеть кирпичное изображение печи. Именно в этих местах они и находились. Конечно в подвальной части.



61.



62.



63.

Здание в хорошем сохране. Из под краски проглядывает настоящий цвет кирпича.



64.



65.

А мы зашли в одну маленькую дверь где-то в углу здания. Огромные потолки, очень тепло и душно.



66.

Посмотрели одну из лестниц в небо



67.

И сохранившуюся кованую винтовую лестницу в подвал.



68.

Сделано было все на совесть, поэтому многое работает с момента постройки.



69.

Завод напоминает замок, в некоторых помещениях которого живут, а другие пустуют.



70.



71.

На заводе было 314 бродильных чана, 2 паровых двигателя, а еще единственный в России механический солодорастительный аппарат. Была и своя лаборатория и специальные аппараты Гензена для выращивания чистой культуры дрожжей.



72.

Во дворе можно увидеть тележки для подъема груза.



73.

Даже вспомогательные здания были не лишены украшательств. Чисто немецкие мотивы.



74.

Еще две печи.



75.

И вот такой лаз в подвальное помещение.



76.

Мы же спускаемся в подвалы через вход из здания бывшего ресторана.



77.



78.

Тут два огромных вытянутых зала, здесь раньше разливали в ручную пиво. Мне очень понравился потолок. Оказывается это своды «Монье». Жозеф Монье был одним из изобретателей железобетона. Такие полукруглые своды называют лучковыми, они опираются на металлическую балку. Такая форма позволяет повысить прочность и нагрузку.



79.



80.

Подвалы действительно напоминают лабиринт, тянущийся на сотни метров с множеством входов и выходов.



81.



82.

Мы зашли в самый темный и жаркий подвал, чтобы оценить масштабы. Вот здесь пиво созревало и хранилось. Сейчас это помещение обесточено, произошла авария.



83.

Склады были также и ледником. Выход из подвалов был прямо к Москва реке где и заготавливали лед. После того как лед таял, вода самотеком возвращалась в реку.



84.

Под конец экскурсии поговорили и о самом главном - о пиве, которое выпускал завод. Первыми марками пива, выпущенными еще в 1876 году были «Баварское» и «Золотой ярлык».



85.

С началом I Мировой войны и объявлением сухого закона, на Трехгорном заводе стали выпускать безалкогольные напитки. После революции на заводе производили пивные дрожжи для медицинских целей и солодовый напиток. Варку пива возобновили только в 1923 году. В 1934 году заводу было присвоено имя А. Е. Бадаева, из-за чего появилось его народное название - Бадаевский пивзавод. Производство пива продолжалось до начала двухтысячных. Так в 2002 году стали выпускать пиво BUD. В 2006 году производство остановилось.



86.



87.

Сейчас право производства пива по рецептам и под маркой Трехгорное принадлежит Московской Пивоваренной компании (МПК). А вот знаменитое пиво "Золотой ярлык" производит пивоварня Velka Morava. По ссылкам мои посты про эти два завода.

"Золотой ярлык" выпускался до революции Трехгорным пивоваренным заводом и дважды удостаивался знака отличия от государя в виде золотого двуглавого орла. В советское время этот сорт выпускал Бадаевский пивзавод (бывший Трехгорный) под названием «Двойное Золотое».



89.

Был у Трехгорного пивоваренного товарищества и свой ресторан в центре Москвы. Сейчас в этом здании расположена гостиница Метрополь.



90.

Еще один интересный подвальчик. Сюда заезжали повозки и загружались товаром.



91.

Склады.



92.

Здесь на сводах тоже можно увидеть кирпичи с клеймами Челноковъ, БАИ



93.

Недавно на территории завода открылась винотека Classica. Здесь сумели сохранить историческую лестницу и даже сделать ее интересным объектом интерьера.



94.



95.



96.

Вот такая познавательная экскурсия. Спасибо Ирине за рассказ, Вадиму deadokey , Свете sarycheva_s и Галине lidik2012 за компанию.



97.

промышленный туризм, архитектура, #архитектураповторникам, #хешмоб, производство

Previous post Next post
Up