https://theoryandpractice.ru/posts/19938-malenkie-vzroslye-chto-takoe-parentifikatsiya-i-k-chemu-ona-privodit# А знаете, именно в этом явлении, как я вижу, кроется различие поколения Х и последующих.
Иксеры в своем окружении еще имели стабильных взрослых (деды, бабушки, соседи и родители соседских детей, друзья родителей, иногда родители друзей), на которых можно было рассчитывать. А потом это прекратилось.
Исключением были те семьи, где у родителей были психиатрические проблемы. Но и тут срабатывпл закон двора - чужих детей не бывает: "Это наш, из 44 дома, Тайкин, которая в психушке сейчас. Эй, Сереж, иди-ка сюда. Я маме твоей обещала тебе показать, как суп готовлю". И шел Сережка-сын Тайки есть обед к соседке, принимал активное участие в приготовлении его, уносил к себе на пару дней кастрюльку с картохой и тушняком, бульоном и пирожками. А пртрм еще кто парня к себе подзывал. Брюки отдать(маме обещала) или за компанию сходить в кино - билет лишний. Так пара недель госпитализации его мамы завершалась. Но! Срабатывала эта тема только для парней. Потому что район у нас - потомственно-рабочий и село.
С девчонками обычно поступали проще - всем двором скидывались шмотками, приносили продукты и просили школу присмотреть. Тот самый Сережа был старшим братом для трех сестер. Одна с умстаенной отсталостью. Одна - нормальная, и одна - старшая- с 13 лет пропала без вести. У их мамы была шизофрения. Я помню эту семью, и помню свои мысли - они не дети, и они не взрослые. Их мама - вот кто ребенок.
А потом появилась баба Капа. Бывшая бездетная балерина, перехавшая в район попроще, чтобы преподавать хореографию. И она стала называться бабушкой Сережки.
Сейчас мы, как общество, столкнулись с уникальной ситуацией: бабушки и дедушки наших детей не способны быть стабильными взрослыми, на которых можно рассчитывать. Мы адаптируемся к реальности "кругом дети" и строим горизонталтные связи с теми, кого сами оцениваем как взрослых. Именно это и является причиной популярности полиаморных поликул или коммун, а также стайность выходов замуж и максимально запараллеленных родов в компании, а не сексуальная распущенность, как это хотят показать наши скрепные. В противном случае мы имеем клиента психиатра.
Забавно в этой ситуации еще и то, что ребенок, попавший в ситуацию ответственности за родителей, имея перед глазами адекватную картину взаимодействий, максимально быстро сбегает из семейного пиздеца. Чаще всего в отношения или в помогающие профессии. При этом за самые незначительные ништяки. Я считаю, что такая мега развитая и такая кривая по сути система поддержки клиентов, котрая существует у нас в стране повсеместно, связана с особенностями тех, кто в нее идет. Аналогично с волонтерами и активистами по соц программам, соирудникам мфц, консультантами в банке (котрые должны бучить, а не за вас сделать) и тд. А еще повальная псизологизация и уход в йогу (иные практики и направления, где иребуется осознание тела). А еще развитость стоматологии и эмпатичные гинекологи, тревожные травматологи и хирурги, популярность среди педиатров клин психологии.
Я долго не могла понять, почему в отделениях есть сестры и врачи-женщины, к которым адекватные головой старики обращаются "дочка", а есть те, которых называют "внученька". Вопрос не в похожести или соц коде. Вопрос в поведении помогающего. Ведь еще были "королевишны" и "мымры".
Я хорошо знаю, что такое парентификация. На собственной шкуре. А еще я знаю, что такое вовлеченный взрослый и структура семьи. Встретила в 17 лет. Офигела от монолитности и силы. Больше не сталкивалась. И это при том, что в семье были свои серьезные проблемы.
Странно мне, что норма стала редкостью. Наверное, именно это явление провоцирует появление новых культов, всяких типологий личности, уход из социального окружения в хобби, из реального мира в мир фантазий и творчества. А еще, как бы это не звучало странно от меня, от научных знаний к мистике и оккультизму, поиску альтернативного.
Поиск стабильного родителя, ответственного взрослого, принятие того, что "мне по паспорту 17, но вопросы я решаю как 30летний" прекрасно завершается тогда, когда нестабильный родитель умирает в правильный момент. Например, в момент его адекватности, ответственности и взрослости. Или в момент последней встречи и разговора.
Поэтому моё поколение икс так стремится к смерти. Мы хотим остаться для наших детей и родителей ответственными взрослыми, на которых можно рассчитывать.