Nov 05, 2013 11:54
Этот год первый, когда обе дочки дома на хоумскулинге. Прошло уже два месяца учебы. Промежуточные наблюдения:
Мы никуда не спешим, но все время чем-то заняты. По утрам делаем уроки, но четкого расписания у нас нет - каждый раз индивидуально решаем, когда и сколько чем заниматься.
В математике - пока внимание и интерес не ослабнет, или пока не пройдем какую-то тему. Стараюсь чувствовать ребенка, чтобы уловить, когда пора заканчивать. Порой дети и сами не хотят заканчивать, и занимаются математикой минут по 40, но чаще всего гораздо меньше (и при этом Таня уже начала учебник за второе полугодие, а Маша закончила годовой курс). Каждую тему проходим в своем темпе - что-то быстрее и тогда не все задания в учебниках выполняем, что-то требует более детального рассмотрения, и тогда привлекаются дополнительные материалы. Таня сейчас проходит способы умножения двузначных чисел, решает задачи на движение, Маша вычисляет в пределах сотни и учится измерять длину и вес (вчера измеряли ботинки, ложки, фрукты).
В русском - Таня делает по несколько упражнений. Почерк у нее хороший, пишет почти без ошибок. Маша выполняет разные виды прописей.
Английский: Таня читает, пишет самодиктанты. Самостоятельно учит словарные слова. С Машей учимся по нескольким учебникам, она пишет и читает простенькие книжки.
Музыка: каждый день ею занимаемся. Обе девочки по несколько раз на дню сами подходят к инструменту, проигрывают выученное и сочиняют свои мелодии и песенки, поют, подстраиваясь под ноты. Бывает, что одна играет, другая поет сочиненную песенку.
Предмет под кодовым названием "окружающий мир", или эксперименты и наблюдения. Раз в две недели папа делает с ними большой проект: был про молекулярные связи (на простом уровне), про броуновское движение (рассматривали под микроскопом, как молекулы "толкают" частицы краски, и заодно выяснили, что фиолетовая краска состоит из синих и красных частиц). Следующее планируется модель атома. Каждый проект Таня описывает - записи на английском и зарисовки.
Еще мы читаем энциклопедии о животных, и девочки аккуратно ведут наблюдения за погодой: в специальном журнале отмечают разные параметры. Журнал самодельный, и каждый месяц мы решаем, что в этот раз каждая из них будет наблюдать, а в конце месяца делаем выводы по накопившимся данным. Дочки каждый день, сами, без всякого контроля заполняют свои журналы.
Географией сейчас не занимаемся, а в прошлом году ею Таня много занималась: прокладывала маршруты между странами, записывая места, которые "проезжала", сделала альбом с флагами разных стран (девочки флагами тогда увлекались).
Стараемся следовать интересам детей, проходим то, чем они в данный момент увлекаются. Это смесь хоумскулинга с анскулингом: даем какой-то материал, и смотрим, куда интересы и фантазия детей заведет. И во время занятий тоже некоторая свобода есть: например, читает Маша английскую книжку, и захотелось ей ее скопировать в свою тетрадку - переключились на это, книжку дочитали в процессе переписывания.
Рисование, лепка, кулинария, шитье и вязание - это в любое время, когда нам захочется.
Много читаем. Занимаемся спортом.
Из-за того, что девочки большую часть дня проводят дома, и они не перегружены общением с большим количеством сверстников - они уравновешены, уверенны в себе, у них хватает фантазии и сил придумывать свои сложные игры. Они много вдвоем играют, сделали сложную больницу, в которой есть и кабинеты УЗИ, и глазной, и стоматология, лаборатория крови и пр, лечат в ней своих кукол. Их игры сложны, некоторые длятся по неделе. Им не надо думать о своем месте в коллективе, бороться за внимание учителей и сверстников, им не нужно подстраивать свои интересы под мнение коллектива, они от этого свободны. Дочки общаются с друзьями и приятелями, ходят на кружки-секции, и мечтают подольше учиться дома.
А вот сын, которых ходит в школу, и, хотя и любит ее - привык к коллективу, но у него накопилось много горечи от общения со сверстниками, и он тратит силы на то, чтобы вписываться в коллектив. Ему это тяжело. И мне и моему мужу в детстве это было непросто. Бывают дети такие же, как большинство сверстников - им легче, они в коллективе как рыба в воде, а если дети в чем-то не такие, их интересы и мировоззрение отличается от большинства - им непросто. И такая социализация не приносит пользы.
Что есть социализация, на мой взгляд: 1) умение общаться с людьми - но для этого не нужно большое количество людей, хватит нескольких десятков, а дети, которые общаются дома и ходят на кружки-секции, с таким количеством пересекаются и выстраивают отношения; 2) общение необходимо, потому что ребенок так хочет - да, дети привыкают жить в коллективе, и без коллектива им становится тяжело. Но это зависит от того, на что дети настроены.
Нет, дочки не скучают. Наоборот - им не хватает времени, чтобы реализовать все свои проекты, сделать все, что задумано. Времени, как всегда, оказывается меньше, чем хочется.
Сколько мы видели хоумскулеров, а их вокруг нас немало - не знаем ни одной семьи, которая разочаровалось бы в хоумскулинге. Те из них, которые переживали за то, как дома успевать по школьной программе, как социализироваться, и все-таки, не смотря на переживания, решились на хоумскулинг - через некоторое время становились абсолютно убежденными в том, что это единственно правильное решение, потому что видели, насколько домашнее обучение меняет детей - раскрепощает их фантазию, делает их увлеченными учениками, вселяет в них спокойную уверенность в своих силах.
Наблюдаю и выросших хоумскулеров, которым сейчас порядка 30 лет: они цельные, умные, добрые, нашедшие себя, все в счастливых браках, окруженные детьми, и, что тоже немаловажно - у них у всех крепкие отношения с родителями, и родителей они воспринимают как близких старших друзей, с которыми они понимают друг друга с полуслова.
Образование для нас важно, и мы стараемся, чтобы каждый из наших детей смог выбрать профессию по вкусу, поступить на любой выбранный факультет университета. Для этого надо, чтобы дети по успеваемости были верхних 5-10% учащихся. Это несложно, если учишь их дома: потому как при индивидуальных утренних занятиях ребенок легко усваивает информацию. И мы стараемся, чтобы каждую тему ребенок усвоил на 100%.
дети,
домашняя школа,
обучение,
проекты