Преподавание родного языка в России и Канаде - в чем отличие

May 13, 2018 17:56

Есть у нас две линейки учебников: по русскому языку и по английскому. Обе линейки - для школьников, носителей языка, но подход и цели - совершенно разные. Учебники по русскому языку представляют собой сборник грамматических правил и упражнений к ним. В английском такой подход используется только для иностранцев, изучающих английский язык. Учебники ( Read more... )

дети, образование, домашняя школа, обучение

Leave a comment

gazel2 May 14 2018, 17:45:48 UTC
Выскажу тебе свои мысли :).

Во-первых, по поводу "Сейчас, например, мы проходим по ним правило написания окончаний глаголов в зависимости от спряжения. Я, честно говоря, не знаю, зачем это большинству школьников надо - единицы из них будут пользоваться этим правилом по жизни, бОльшая часть будет писать по интуиции."
Хорошо, когда есть интуиция (или, как принято называть, врожденная грамотность). А если ее нет - увы, приходится пользоваться правилами. Конечно, для того, кто хочет писать грамотно (многим сейчас это, увы, уже не важно). Общалась как-то на эту тему с девушкой, которая абсолютно лишена врожденной грамотности. Говорит - да, помню правила и применяю их.

Во-вторых, по поводу корреляции между тем, сколько человек читает, и количеством ошибок. Увы, это не работает :(. Пример того - мой супруг, пишущий совершенно безграмотно. Или, наоборот, мой старшенький: почти не читает, при этом абсолютная грамотность.

В русском языке, мне кажется, грамматика существенно сложнее, правил значительно больше. Как все это вместить в развлекательный учебник - не представляю.
А насчет работы с текстом, запоминания деталей, умения отвечать на вопросы и т.п. - этому у нас в бОльшей степени учат по литературе, а не по русскому.

Возможно, русские дети привычные к изучению правил начиная с началки - особого отторжения нет. По крайней мере, ни от кого не слышала об этом.

Reply

mamochka_nata May 14 2018, 22:17:21 UTC
А я готова поддержать, хотя согласна, что нельзя сравнивать нашу грамматику и английскую. Но уклон в изучение только правил слишком велик. Такое ощущение, что из детей хотят сделать корректоров. Работа с текстом практически отсутствует. Литература не спасает. Там работа над конкретным произведением. А где свободное творчество? Но это еще полбеды. Правила, изложенные в учебниках рафинированные, даны усеченно. Т.е. их учат, учат, а потом оказывается, что не так заучили. Например, "не с глаголами...." все знают, что пишутся отдельно кроме слов, которые без НЕ не употребляются. А как же приставка НЕДО-? О ней ни слова. И только при подготовке к ЕГЭ она всплывает: недоделать, недолил, ... И тут у детей начинается клин, потому что им приходится ломать сознание и заделывать пропил с мозгу. И так на каждом шагу. Зубрят правило про безударные гласные, а что такое однокоренные слова, и какие они бывают, говорят вскользь. Набор слов и текстов убогий. Одни и те же слова всю началку. Откуда брать развитие? Мы вообще по учебникам не занимались. Писали и разбирали тексты, взятые из книжек с полки. Попалась энциклопедия про животных - пишем из нее, по живописи - из нее. А по ходу ищем "интересности" - непонятные слова, знаки препинания, подбираем однокоренные слова, синонимы, антонимы, разбираем стили... Из реальных текстов выудить можно ворох информации для разговора. А писать про осенние листья и весну в лесу в сотый раз не вижу смысла.
А правила отработать можно по ходу. Если ребенок сделал ошибку, дать на отработку тренажер на это правило. Только опять же из пособия для поступающих, а не из учебника для 5 класса.
Простите, наболело.

Reply

gazel2 May 14 2018, 22:57:54 UTC
Я не буду с вами спорить. Все, что я написала - исходя из опыта со старшим, уже закончившим школу, с младшим, который сейчас в 5 классе, а также из собственного опыта. Я не вижу альтернативы для изучения русского языка, чем традиционный вариант.

Reply

annashev May 14 2018, 23:24:03 UTC
Интесные у вас занятия, надо взять на заметку!
В целом согласна с вами. Грамматика русского и английского безусловно разные, но мне кажется, что надо менять подход - в наше время нужно учить больше творчески работать с текстом, это сейчас актуально. Я там ниже подробнее ответила - про сочинения и прочее.

Reply

annashev May 14 2018, 23:19:05 UTC
Все это очень индивидуально. Мне кажется, что если бы изменить курс в сторону бОльшего количество длинных текстов, по которым потом надо выполнить смысловые и грамматические задания, направленные и на изучение правил, и на развитие письменной речи, то было бы здорово.

Я не знаю, какие сейчас школьники пишут сочинения, насколько они похожи на те, что мы писали. Нас не учили логике построения сочинений, давали простейшую структуру, и все. Поэтому построение сочинений через всю нашу школьную жизнь было примерно одним и тем же - и что развивается через это многократное повторение, которое длится годами? А тексты разные бывают, и надо учить писать и эссе, и деловые письма, и презентации. Эссе бывают короткими, на страницу - один алгоритм написания, эссе-анализ на много страниц - доугая форма. И это более актуально для жизни, чем стандартная форма сочинений.

Да, грамотность бывает врожденной, а бывает наоборот. У моих двоих старших она врожденная, у младшей - было что-то типа дисграфии, когда ошибок в слове может быть больше, чем букв. У меня самой была дикая безграмотность (может, и дисграфия в детстве была), и книги не помогали. Грамматика для меня и сейчас далека - но как-то научилась писать, более-менее грамотно: что-то специально запоминаю, в чем-то развиваю интуицию.
С Машей помогает переписывание текстов - письменная речь становится все более и более грамотной. И именно это упражнение - переписывание текстов - наиболее сильно работает в обоих языках.

Недовольство у Тани, наверное, от того, что оба языка развиты примерно одинаково, и она для себя может сравнивать языковые учебники и говорить «зачем мне нужен этот русский, им так трудно заниматься».

Reply

mamochka_nata May 14 2018, 23:32:32 UTC
Алгоритм написания современных сочинений меня напряг, когда я столкнулась с ним при подготовке к ЕГЭ старшего сына. Никакой свободы мысли и изложения. Все требования регламентированы до абсурда. В результате ВСЕ сочинения ВСЕХ выпускников одинаковы, как под копирку. Очень удобно проверять.
Но к умению письменно излагать мысли это не имеет никакого отношения.

Reply

annashev May 14 2018, 23:39:20 UTC
Жаль, что это так и не изменилось. :( Проверять удобно, особенно если еще идеологию добавить, но смысл должен быть в развитии.

Reply


Leave a comment

Up