Все дети любят лабиринты, и мои ученики не исключение. Мы много работаем с геодосками, и вот однажды они попросили меня придумать какое-нибудь задание с лабиринтом.
На фотографии ниже показаны два лабиринта, а вообще их было много разных. На верхнем лабиринте один вход и три возможных выхода. И рядом бумажка со стрелочками: ход на одну клеточку вперед дает 5 очков, назад - минус 5 очков, влево и вправо (относительно положения стрекозы) - один и минус один. Это для детей 6-7 лет. Для деток постарше: +10, -10, +5 и -5 соответственно. Лабиринт можно распологать по-разному относительно ребенка - и тогда, если он маленький, ему не так легко будет управлять стрекозой, потому что право-лево для стрекозы не будет совпадать с правой-левой стороной ребенка.
Ребенок командует стрекозой: вперед/назад/вправо/влево, или же он может сразу диктовать мне очки: +5/-5/-1/+1. Пока ребенок делает ходы, я записываю их в виде примера на сложение-вычитание - получается пример длиной в строку, а то и в две. Как вычислять? Последовательно - скучно да и смысла не имеет. Тут я им рассказываю, что знак перед числом принадлежит числу, и мы обводим в разноцветные кружочки пары +1 -1, +5 -5 и вычеркиваем их. Это еще не отрицательные числа, но подготовка к ним. Затем считаем количество пятерок, умножаем, прибавляем/вычитаем единицы, получаем ответ.
Если лабиринт типа верхнего на фотографии, с несколькими выходами, то находим тот путь, который дает максимальное количество очков. Некоторым детям потом хочется сложит все результаты, и получить ответ - сколько всего очков получилось за N проходов.
Желтая преграда - будет ли разница, если ее обходить справа или слева? Если нет - то почему?
Один ребенок придумал, что можно такие преграды, типа желтой, обходить кругами, по несколько раз - можем ли мы на этом получить дополнительные очки? Зависит ли результат от того, с какой стороны мы обходим?
Нижний лабиринт с кладами. Сначала проходим его просто так, не собирая клады, и считаем, сколько шагов нужно сделать (12). Затем стараемся пройти лабиринт оптимальным путем - собрать клады за минимальное число ходов. Хватит ли нам 40 ходов для того, чтобы собрать все клады и выйти из лабиринта?
Одна шетилетняя девочка разложила клады и пластиковых насекомых: она решила сначала собрать клады, а затем уже освободить насекомых, и все это надо было сделать за минимальное число ходов.
Детям нравится решать готовые задачи, а потом самим составлять свои лабиринты, придумывать правила.