Аутизм, Синдром Аспергера и СДВГ.

Apr 15, 2016 00:23

Сначала вкратце расскажу про эти синдромы.

Аутизм.

Из Википедии:
Характеризуется триадой симптомов:
  • недостаток социальных взаимодействий;
  • нарушенная взаимная коммуникация;
  • ограниченность интересов и повторяющийся репертуар поведения
В русскоязычной Википедии про этот симптом много написано, поэтому подробно останавливаться на нем не буду.

Немного отдельно находится Атипичный Аутизм - не соответствует критериям аутистического расстройства - к примеру, проявляется позже, иначе, или менее выражено, или имеют место все три критерия вместе взятые.

Синдром Аспергера.

Симптоматика:
  • трудности с социальным взаимодействием (им непросто подружиться с кем-либо);
  • трудности с коммуникацией (могут не поддерживать контакт глаз и плохо считывать "язык тела"),
  • низкая эмпатия,
  • повторяющееся поведение (например, перебирание пальцами),
  • любовь к определенному порядку или распорядку дня,
  • проблемы с координацией,
  • пониженное чувство страха, опасности,
  • ограниченный круг интересов,
  • одаренность в некоторых областях (чаще всего в математике и музыке),
  • зачастую высокий уровень интеллекта.
Прокомментировать можно тем, что эти люди живут в своем мире, у их много интересных мыслей, которые им интересно обдумывать. Они, зачастую, логически думающие, и их огорчает, что "нормальные" люди могут говорить одно, а думать при этом совсем другое. Начиная общаться вне семьи, аспергеры пытаются построить с людьми прямые и честные взаимоотношения, но при этом сконцентрированы прежде всего на своем внутреннем мире, и им больно, что их не понимают и не принимают. Часто общение с людьми оставляет в них чуство горечи, после чего они замыкаются в себе и на своем узком круге общения. Плохо понимая обычных людей, некоторые аспергеры хорошо чувствуют животный мир, так как в нем нет лжи, зависти и прочих низменных чувств. Животные предсказуемые, их поведение можно логически описать, а логика - это язык большинства аспергеров.

Обычным людям непросто общаться с аутистами и аспергерами в первую очередь из-за их низкого уровня эмпатии - от них нет эмоциональной отдачи, они плохо чувствуют эмоциональное состояние собеседника и зачастую не могут на него адекватно реагировать.

Обращу внимание на пункт о повторяющемся поведении: возможно, тут дело не столько в механических движениях, сколько в том, что Аспергеры восприимчивы к музыке, и у некоторых из них она может непрерывно крутиться в голове, вызывая желание "играть" пальцами, качать ногой и т.д..

Известно, что среди одаренных людей немало Аспегеров. Много их среди программистов и инженеров. Среди детй программистов чаще встречаются Аспергеры, нежеди в обычных семьях, и отсюда тоже возникает вопрос: насколько этот синдром развивается от воспитания и обучения? Ведь родители обычно развивают детей в первую очередь в том, в чем они сильны сами.

Особо понравившиеся выписки с сайтов про подростков с синдромом Аспергера и Аутизмом:

Симптомы аутизма у подростков различаются. Но есть несколько признаков, которые помогают определить, что перед вами подросток-аутист. Это позволяет понять его поведение и вести себя соответственно. Многие подростки с аутизмом предпочитают проводить время в одиночестве и не показывают стремления заводить друзей. Некоторые из них говорят о том, что они ощущают «сенсорную перегрузку». Из-за обостренной чувствительности звуки кажутся громкими и пугающими, а свет кажется чересчур ярким.

Главным признаком аутизма у подростков является нарушение социального развития. Им сложно взаимодействовать с окружающими, иногда они неправильно считывать социальные сигналы. Часть мозга, отвечающая за распознавание и проявление человеческих эмоций, недостаточно развита, поэтому улыбка или нахмуренные брови для подростка-аутиста не имеют той эмоционального оттенка, как для здорового ребенка.

У людей с синдромом Аспергера нет естественной способности видеть и чувствовать подтекст социального взаимодействия. В результате человек с синдромом Аспергера может, например, оскорбить окружающих своими словами, хотя он вовсе не собирался никого оскорблять: просто он не чувствует границ дозволенного в данной ситуации. Часто люди с синдромом Аспергера неспособны также передать своё собственное эмоциональное состояние.

Непонимание между аутистами и неаутистами можно сравнить с непониманием между людьми разных культур. По крайней мере, в некоторых случаях, "отсутствие социальных навыков" может быть просто нежеланием общаться с другими людьми. Если неаутист может сознательно избегать общения с определённым человеком из-за зла, который тот ему причинил или по моральным соображениям, то человек с синдромом Аспергера может не хотеть общаться ни с кем, кроме, возможно, какого-то одного человека, о котором он очень высокого мнения.

Дети с синдромом Аспергера часто демонстрируют продвинутые для их возраста способности в языке, чтении, математике, пространственном мышлении, музыке, иногда доходящие до уровня "одарённых"; однако, как было отмечено выше, это может быть уравновешено заметными задержками в развитии в других областях. Эти черты, в сумме, могут создать проблемы для учителей и других лиц, обладающих авторитетом или наделённых властью. Чрезвычайно низкая терпимость и мотивация ребёнка к тому, что он воспринимает как однообразные и непримечательные задачи (вроде типичного домашнего задания), может легко разочаровать; учитель может даже посчитать ребёнка высокомерным, злопамятным и непослушным. А в это время ребёнок молча сидит за партой, чувствуя себя расстроенным и несправедливо обиженным, и часто не зная как выразить эти чувства.

Дома подростки могут нуждаться в помощи с домашними заданиями и повседневными делами, даже если они стремятся к большей независимости. Так называемое подростковое бунтарство создает особые проблемы для подростков, которые все еще нуждаются в большом объеме руководства, и чьи родители привыкли такое руководство предоставлять.

Некоторые подростки могут нуждаться в напоминаниях о душе и бритье. Они могут не понимать связи между уходом за собой и социальным принятием, либо у них может отсутствовать социальная мотивация выглядеть аккуратно и хорошо пахнуть.

В подростковом возрасте интересы могут эволюционировать и включать электронику и компьютеры, литературу в стиле фэнтези, научную фантастику, иногда это увлечение одним человеком. Все эти темы соответствуют увлечениям других подростков, но, опять же, разница в интенсивности и сосредоточенности.

Такой подросток может обладать врожденной способностью к понимаю компьютерных языков, графике и продвинутому программированию. Интерес к фэнтези и научной фантастике может быть таким интенсивным, что человек развивает собственные ролевые игры и создает примечательно детальные рисунки в соответствии со своим специальным интересом. Также возможна сильная увлеченность конкретным персонажем - мифическим, историческим или реальным. Если интересом стал человек из реальной жизни, это может напоминать "первую любовь" подростка, но сильный уровень интенсивности может привести к обвинениям в преследовании и домогательствах.

Об исполнительной функции:

Люди задействуют исполнительные навыки, когда составляют планы, следят за временем, вспоминают о прошлом опыте и связывают его с настоящим, меняют маршрут, если не могут проехать по привычной дороге, обращаются за необходимой помощью, сохраняют самоконтроль и успешно работают в группе.

Такие обыденные занятия как покупка продуктов требуют множества исполнительных навыков, отмечает доктор Розенталь. Сначала нужны навыки «инициации действий», чтобы встать с дивана. Затем приходит время навыка «планирования и организации действий», чтобы определить, что именно вы должны купить. Для этого вы должны решить, сколько блюд вы собираетесь приготовить, и сколько у вас сейчас денег. А теперь представим, что вы решили, что купите груши, но в овощном отделе все груши оказались с гнильцой. Настало время навыка «когнитивной гибкости», который позволяет вам сказать себе: «Пожалуй, куплю яблоки вместо груш». Вам нужно «торможение», чтобы пройти мимо стойки с конфетами, а также «рабочая память», чтобы не забыть, что вы уже купили.
Как показывают исследования, у подростков с аутизмом исполнительные навыки формируются гораздо медленнее. Особенно часто у них возникают проблемы с гибкостью, организацией, инициацией новых дел и рабочей памятью.

Интересная статья на тему аутизима и, судя по симптомам, синдрома Аспергера: ссылка.

СДВГ.

Как и следует из названия, характеризуется:
  • трудностью сконцентрироваться и удержать внимание,
  • гиперактивностью.
Родители подростков с синдромом СДВГ жалуются на их:
  • невнимательность,
  • неорганизованность,
  • несдержанность.


Все эти синдромы зачастую пересекаются друг с другом. Например, синдром Аспергера может идти вместе с СДВГ - у них и симптоматика пересекающаяся, и оставшиеся симптомы хорошо дополняют друг друга. :)

Откуда все эти симптомы берутся: в большой степени они обусловленны генетически.

Некоторые факторы, типа:
  • трудные роды,
  • недоношенность
  • курение или алкоголизм беременной матери,
  • эмоционально холодная или враждебная среда, окружающая маленького ребенка
- могут запустить или усилить развитие этих синдромов.

Немного картинок про эти синдромы:



Картинка, показывающая пересечение вышеперечисленных синдромов, и их зависимость от IQ.

PDD-NOS - это по-нашему СДВГ.



Хорошая картинка про Аутизм. Во многом она и про Аспергеров.



Мозг Аспергеров и Нейротипиков: показано возбуждение областей мозга, когда человек видит своего родственника - у Аспергеров потому и низкая эмпатия, что области мозга, отвечающие за эмоции, возбуждаются гораздо меньше, чем при норме.






Две картинки, показывающие связь IQ с синдром Аспергера и Аутизмом.

Примерный график, который я набросала, попытавшись связать воедино все основное про эти синдромы:




На "понижается ПД" не надо смотреть - это лишнее.

Погруженность в свой мир - это про концентрацию внимания, фокусировку на внешнем или на внутреннем мире. Аутисты больше всего живут в своем собственном мире,  Аспергеры - меньше.

И, конечно, на месте точек должны были быть нарисованы области этих симптомов, которые пересекаются между собой.

дети

Previous post Next post
Up