Сначала вкратце расскажу про эти синдромы.
Аутизм.
Из Википедии:
Характеризуется триадой симптомов:
- недостаток социальных взаимодействий;
- нарушенная взаимная коммуникация;
- ограниченность интересов и повторяющийся репертуар поведения
В русскоязычной Википедии про этот симптом много написано, поэтому подробно останавливаться на нем не буду.
Немного отдельно находится Атипичный Аутизм - не соответствует критериям аутистического расстройства - к примеру, проявляется позже, иначе, или менее выражено, или имеют место все три критерия вместе взятые.
Синдром Аспергера.
Симптоматика:
- трудности с социальным взаимодействием (им непросто подружиться с кем-либо);
- трудности с коммуникацией (могут не поддерживать контакт глаз и плохо считывать "язык тела"),
- низкая эмпатия,
- повторяющееся поведение (например, перебирание пальцами),
- любовь к определенному порядку или распорядку дня,
- проблемы с координацией,
- пониженное чувство страха, опасности,
- ограниченный круг интересов,
- одаренность в некоторых областях (чаще всего в математике и музыке),
- зачастую высокий уровень интеллекта.
Прокомментировать можно тем, что эти люди живут в своем мире, у их много интересных мыслей, которые им интересно обдумывать. Они, зачастую, логически думающие, и их огорчает, что "нормальные" люди могут говорить одно, а думать при этом совсем другое. Начиная общаться вне семьи, аспергеры пытаются построить с людьми прямые и честные взаимоотношения, но при этом сконцентрированы прежде всего на своем внутреннем мире, и им больно, что их не понимают и не принимают. Часто общение с людьми оставляет в них чуство горечи, после чего они замыкаются в себе и на своем узком круге общения. Плохо понимая обычных людей, некоторые аспергеры хорошо чувствуют животный мир, так как в нем нет лжи, зависти и прочих низменных чувств. Животные предсказуемые, их поведение можно логически описать, а логика - это язык большинства аспергеров.
Обычным людям непросто общаться с аутистами и аспергерами в первую очередь из-за их низкого уровня эмпатии - от них нет эмоциональной отдачи, они плохо чувствуют эмоциональное состояние собеседника и зачастую не могут на него адекватно реагировать.
Обращу внимание на пункт о повторяющемся поведении: возможно, тут дело не столько в механических движениях, сколько в том, что Аспергеры восприимчивы к музыке, и у некоторых из них она может непрерывно крутиться в голове, вызывая желание "играть" пальцами, качать ногой и т.д..
Известно, что среди одаренных людей немало Аспегеров. Много их среди программистов и инженеров. Среди детй программистов чаще встречаются Аспергеры, нежеди в обычных семьях, и отсюда тоже возникает вопрос: насколько этот синдром развивается от воспитания и обучения? Ведь родители обычно развивают детей в первую очередь в том, в чем они сильны сами.
Особо понравившиеся выписки с сайтов про подростков с синдромом Аспергера и Аутизмом:
Симптомы аутизма у подростков различаются. Но есть несколько признаков, которые помогают определить, что перед вами подросток-аутист. Это позволяет понять его поведение и вести себя соответственно. Многие подростки с аутизмом предпочитают проводить время в одиночестве и не показывают стремления заводить друзей. Некоторые из них говорят о том, что они ощущают «сенсорную перегрузку». Из-за обостренной чувствительности звуки кажутся громкими и пугающими, а свет кажется чересчур ярким.
Главным признаком аутизма у подростков является нарушение социального развития. Им сложно взаимодействовать с окружающими, иногда они неправильно считывать социальные сигналы. Часть мозга, отвечающая за распознавание и проявление человеческих эмоций, недостаточно развита, поэтому улыбка или нахмуренные брови для подростка-аутиста не имеют той эмоционального оттенка, как для здорового ребенка.
У людей с синдромом Аспергера нет естественной способности видеть и чувствовать подтекст социального взаимодействия. В результате человек с синдромом Аспергера может, например, оскорбить окружающих своими словами, хотя он вовсе не собирался никого оскорблять: просто он не чувствует границ дозволенного в данной ситуации. Часто люди с синдромом Аспергера неспособны также передать своё собственное эмоциональное состояние.
Непонимание между аутистами и неаутистами можно сравнить с непониманием между людьми разных культур. По крайней мере, в некоторых случаях, "отсутствие социальных навыков" может быть просто нежеланием общаться с другими людьми. Если неаутист может сознательно избегать общения с определённым человеком из-за зла, который тот ему причинил или по моральным соображениям, то человек с синдромом Аспергера может не хотеть общаться ни с кем, кроме, возможно, какого-то одного человека, о котором он очень высокого мнения.
Дети с синдромом Аспергера часто демонстрируют продвинутые для их возраста способности в языке, чтении, математике, пространственном мышлении, музыке, иногда доходящие до уровня "одарённых"; однако, как было отмечено выше, это может быть уравновешено заметными задержками в развитии в других областях. Эти черты, в сумме, могут создать проблемы для учителей и других лиц, обладающих авторитетом или наделённых властью. Чрезвычайно низкая терпимость и мотивация ребёнка к тому, что он воспринимает как однообразные и непримечательные задачи (вроде типичного домашнего задания), может легко разочаровать; учитель может даже посчитать ребёнка высокомерным, злопамятным и непослушным. А в это время ребёнок молча сидит за партой, чувствуя себя расстроенным и несправедливо обиженным, и часто не зная как выразить эти чувства.
Дома подростки могут нуждаться в помощи с домашними заданиями и повседневными делами, даже если они стремятся к большей независимости. Так называемое подростковое бунтарство создает особые проблемы для подростков, которые все еще нуждаются в большом объеме руководства, и чьи родители привыкли такое руководство предоставлять.
Некоторые подростки могут нуждаться в напоминаниях о душе и бритье. Они могут не понимать связи между уходом за собой и социальным принятием, либо у них может отсутствовать социальная мотивация выглядеть аккуратно и хорошо пахнуть.
В подростковом возрасте интересы могут эволюционировать и включать электронику и компьютеры, литературу в стиле фэнтези, научную фантастику, иногда это увлечение одним человеком. Все эти темы соответствуют увлечениям других подростков, но, опять же, разница в интенсивности и сосредоточенности.
Такой подросток может обладать врожденной способностью к понимаю компьютерных языков, графике и продвинутому программированию. Интерес к фэнтези и научной фантастике может быть таким интенсивным, что человек развивает собственные ролевые игры и создает примечательно детальные рисунки в соответствии со своим специальным интересом. Также возможна сильная увлеченность конкретным персонажем - мифическим, историческим или реальным. Если интересом стал человек из реальной жизни, это может напоминать "первую любовь" подростка, но сильный уровень интенсивности может привести к обвинениям в преследовании и домогательствах.
Об исполнительной функции:
Люди задействуют исполнительные навыки, когда составляют планы, следят за временем, вспоминают о прошлом опыте и связывают его с настоящим, меняют маршрут, если не могут проехать по привычной дороге, обращаются за необходимой помощью, сохраняют самоконтроль и успешно работают в группе.
Такие обыденные занятия как покупка продуктов требуют множества исполнительных навыков, отмечает доктор Розенталь. Сначала нужны навыки «инициации действий», чтобы встать с дивана. Затем приходит время навыка «планирования и организации действий», чтобы определить, что именно вы должны купить. Для этого вы должны решить, сколько блюд вы собираетесь приготовить, и сколько у вас сейчас денег. А теперь представим, что вы решили, что купите груши, но в овощном отделе все груши оказались с гнильцой. Настало время навыка «когнитивной гибкости», который позволяет вам сказать себе: «Пожалуй, куплю яблоки вместо груш». Вам нужно «торможение», чтобы пройти мимо стойки с конфетами, а также «рабочая память», чтобы не забыть, что вы уже купили.
Как показывают исследования, у подростков с аутизмом исполнительные навыки формируются гораздо медленнее. Особенно часто у них возникают проблемы с гибкостью, организацией, инициацией новых дел и рабочей памятью.
Интересная статья на тему аутизима и, судя по симптомам, синдрома Аспергера:
ссылка.
СДВГ.
Как и следует из названия, характеризуется:
- трудностью сконцентрироваться и удержать внимание,
- гиперактивностью.
Родители подростков с синдромом СДВГ жалуются на их:
- невнимательность,
- неорганизованность,
- несдержанность.
Все эти синдромы зачастую пересекаются друг с другом. Например, синдром Аспергера может идти вместе с СДВГ - у них и симптоматика пересекающаяся, и оставшиеся симптомы хорошо дополняют друг друга. :)
Откуда все эти симптомы берутся: в большой степени они обусловленны генетически.
Некоторые факторы, типа:
- трудные роды,
- недоношенность
- курение или алкоголизм беременной матери,
- эмоционально холодная или враждебная среда, окружающая маленького ребенка
- могут запустить или усилить развитие этих синдромов.
Немного картинок про эти синдромы:
Картинка, показывающая пересечение вышеперечисленных синдромов, и их зависимость от IQ.
PDD-NOS - это по-нашему СДВГ.
Хорошая картинка про Аутизм. Во многом она и про Аспергеров.
Мозг Аспергеров и Нейротипиков: показано возбуждение областей мозга, когда человек видит своего родственника - у Аспергеров потому и низкая эмпатия, что области мозга, отвечающие за эмоции, возбуждаются гораздо меньше, чем при норме.
Две картинки, показывающие связь IQ с синдром Аспергера и Аутизмом.
Примерный график, который я набросала, попытавшись связать воедино все основное про эти синдромы:
На "понижается ПД" не надо смотреть - это лишнее.
Погруженность в свой мир - это про концентрацию внимания, фокусировку на внешнем или на внутреннем мире. Аутисты больше всего живут в своем собственном мире, Аспергеры - меньше.
И, конечно, на месте точек должны были быть нарисованы области этих симптомов, которые пересекаются между собой.