IQ и школа.

Apr 13, 2016 00:18

В этом году я "копала" тему разных картин работы мозга. Самое основное и интересное попробую изложить.

Часто ставится знак равенства между IQ и способностями к обучению. Считается, что чем выше умственные способности ребенка, тем легче его обучать. Интересно то, что это правильно далеко не во всех случаях.

Для начала примеры:

1) В одном российском детском садике четырехлетний мальчик легко схватывал иностранные слова - практически с первого раза. Даже, когда его воспитательница упомянула в разговоре об альвеолярных звуках - он запомнил этот термин, и дома рассказал про него родителям. Воспитатели считали его гениальным ребенком. А дальше была школа, в которой мальчик перебивался с двойку на тройку.

2) В любом ВУЗе, особенно в хорошем техническом, есть студенты, которые легко учатся, которым не приходится корпеть над домашками, чтобы глубоко понять сложный материал. Эти студенты - не круглые отличники, и ранее в их школьном аттестате был целый спектр различных отметок. Часть этих студентов не доучивается в ВУЗе до конца - в какой-то момент они "срезаются".

Раньше я думала, что это потому, что людям с высоким IQ учеба дается настолько легко, что у них не вырабатывается работоспособность, так как им не приходится сидеть и разбираться со сложным материалом, и именно поэтому они не всегда научаются доводить дело до конца, пробивать не только интересные для них задачи, но и все остальные, рутинные, скучные, но без которых не обходится ни одно обучение.

Оказалось, что все намного сложнее: мозг у разных типов людей работает весьма по-разному - т.е. при одних и тех же заданиях области мозга активизируются в разной степени, а порой даже возбуждаются разные области мозга, и это коррелирует с IQ. Это кажется очевидным, но, на самом деле, это совсем непросто и удивительно.
Работа мозга отражается на "выходе" - в наших реакциях, склонностях, интересах, эмоциях и прочим. А картину работы мозга можно посмотреть на томмографии: с человеком разговаривают, показывают ему разные фотографии, и в это время делают снимки его мозга, на которых видно, от чего и какие области мозга возбуждаются.

Итак, несколько основных подразделений по нейроразвитию человека:

 1. Нейротипики - самая многочисленная группа. Обычные люди, чего из описывать. :)

2. Аутичной спектр. В первую очередь, характеризуются нарушением социального взаимодействия: они в чем-то как люди, живущие в стране иностранного языка и не владеющие им. Кроме нарушения коммуникации, обычно наблюдается целый ряд признаков - таких, как приверженность к привычному им расписанию, любви к упорядочиванию и т.д..

Несколько обособленно в этом спектре находятся люди с синдромом Аспергера. У них тоже сложности с общением, несколько основных общих черт с аутистами, но в первую очередь они отличаются высоким IQ - 120+ (выше 120 баллов по этому тесту получает 6% населения) и некоторыми другими особенностями, про которые могу написать позже.
Раньше бытовало мнение, что высокофункиональный аутизм = синдрому Аспергера, но недавние исследования показали, что что это несколько разные вещи.

3. СДВГ - трудности концентрации внимания, гиперактивность. Интересно, что есть пересечения этого синдрома с аспергерством.

4. Психичские и умственные растройства. На них я останавливаться не буду.

Это все разные картины работы мозга. Некоторые отклонения очень близки к нейротипикам - типа Аспергеров и СДВГшников - невооруженным взглядом можно даже и не заметить разницу. Однако, мозг работает иначе, что не может не отражаться на обучении.

В скором времени планирую подробнее остановиться на синдроме Аспергера. Сейчас для затравки:

В этом синдроме в первую очередь выделяют нарушения социального взаимодействия, но интересно то, что эти люди часто одаренные в одной или нескольких областях, и учатся они несколько иначе, нежели нейротипики. Насчет коммуникации тоже не все так просто - люди с синдромом аспи настолько живут своими мыслями и интересами, что им чаще всего неинтересно общаться на поверхностном уровне, вести small talk.

Народ, пишите, если вам интересно это читать - это все не так легко формулируется, и мне нужно знать, интересно ли это кому-то. :)

дети, образование, обучение

Previous post Next post
Up