Размышления об обучении гуманитарным предметам.

Oct 16, 2015 12:21

Вчера с мужем посмотрели на интернет уроке несколько презентаций уроков и конспектов к ним, уровня 5-6 классов. Понимаю, что это все по учебникам, и мы также учились. Формат таков: сжато дается большой объем информации, формальным языком, с кучей терминов, и выживай как хочешь. Понятно, что это все даже близко не усваивается ( Read more... )

домашняя школа, обучение

Leave a comment

yanakandl October 18 2015, 08:40:48 UTC
вот честно, я, как историк, не вижу никакого смысла в ленте времени.
Какую бы вы ее не делали - она не даст наглядности и только заберет кучу времени на ее изготовление. В истории, как и в математике, все даты и события должны быть в голове.
В математика основным навыком является устный счет и никто не рисует прямую до 1000 000 000, если надо оперировать крупными цифрами.
В истории принцип такой же, как в математике. От простого к сложному. Изначально дается ребенку общее представление об эпохе, потом постепенно углубляемся. У ребенка должна быть целостная картинка в голове. А сразу она не возникнет. Надо много читать. Именно читать, а когда уже картинка сложилась - можно дополнять ее документальными фильмами.
Но как и в математике и в русском начинают изначально с элементарного с цифр и букв, так и в истории надо начинать обучение с первых цивилизаций, древнейших мифов и легенд. На этой базе строится вся история нашей эры. Понимая характер и специфику развития предыдущих эпох - ребенок легко поймет логику развития, а следовательно и сущность последующих эпох.
И всегда, при изучении истории, надо помнить еще одну вещь. История очень часто переписывалась различными властителями. Поэтому не старайтесь зазубрить даты - старайтесь понять логику развития. Поищите различные трактовки тех или иных событий. Учите ребенка критически мыслить, искать информацию и складывать свое собственное мнение. Это основа исторического знания, а не зазубренные даты. А некоторых знаменитых людей в истории вообще не было, а мы учим про них в школе ))))

Reply

katxa October 18 2015, 12:29:58 UTC
Я с вами полностью согласна. Лента времени только как временный этап, наверное. У меня дочка очень много читает, ходит на занятия в музеи и, как не подбирай, все равно постоянно перемешиваются эпохи, события. Читает шерлока холмса, а в пушкинском средневековье проходят и т.д. Именно для начальной школы мне кажется логичным на ленту времени клеить картинки с событиями или людьми, чтоб была общая картина что за чем происходило.
Нам еще очень нравятся передачи на радио "звезда" короткие и емкие: " история в письмах и воспоминаниях", "исторические заметки",и много др. Еще они озвучили Пикуля "исторические заметки", кажется. Мы в машине с большим интересом все слушаем.
http://www.radiozvezda.ru/nochnaya-radiokniga/
http://www.radiozvezda.ru/schedule/

Reply

katxa October 18 2015, 12:31:36 UTC
Вот пришла аналогия: дети когда начинают знакомиться с математикой тоже пользуются счетным материалом, когда поймут суть, конечно не рисуют прямую до 10000000:)

Reply

yanakandl October 18 2015, 13:06:28 UTC
да, это все хорошо. Но у вас путаница и возникает, потому что вы сразу несколько эпох берете. Куда торопитесь? ;)
Возьмите базу: древний мир, затем средневековье. Вполне реально за 3 года их освоить. А потом уже легче.
Но все равно, я бы шла постепенно, что бы не было каши. Понятно, что она будет и с другими эпохами сталкиваться. Но именно плотно изучать, к примеру, год одну эпоху, читать литературу соответственно.
Я конечно читала, что деткам в 5-7 лет объясняют логарифмы, но очень я сомневаюсь, что они будут их активно применять в таком возрасте. Это примерно тоже самое, как объяснять ребенку пушкинскую эпоху и про предков Пушкина, когда он не знает древней истории, не знает как расселялись народности, как возникали религии.
Думаю мысль моя ясна.

Reply

yanakandl October 18 2015, 13:13:52 UTC
и я бы однозначно не начинала с отечественной истории. Очень много заблуждений, умалчиваний, да и просто скрытых от народа фактов.

Reply

annashev October 19 2015, 03:38:47 UTC
Про логику развития исторических эпох интересная мысль, спасибо! Да, нужно научить видеть исторические события не бесформенным комком, а именно как причино-следственные связи, закономерности. Критически мыслить - очено важно!

Согласна, что лента времени должна быть только на начальном этапе. Она дает наглядность того, как события следуют одно за другим, показывает промежутки времени - то, что надо, чтобы у детей сформировался образ течения времени. Так что она играет свою роль, а затем уходит. Так же, как и в математике - в первые годы обучения мы стараемся давать математику образно, чтобы ее можно было пощупать и поиграть с ней. С математикой не стоит раньше времени переходить к абстрактности, нужно сначала образно.

Reply

tatapoli December 8 2015, 09:51:23 UTC
Не знаю как для началки,но учась на истфаке постоянно делала ленты с датами,т.к. при огромном количестве информации,только так можно было в ней не запутаться. Включаются ассоциации.
При это м запоминалось лучше то, что было интересно, а остальное зароминалось,отталкиваясь от этого. Египет отстался для меня белым пятном. В Истории Древнего мира,помогли мифы. А например по истории Италии начала 20в. Помог документальный фильм по истории мафии ))).но это у меня так. У мужа все по другому. Онможет до сих пор читать несколько книг одновременно,причем с середины. А потом у него все само собой как то складывается в одну систему))))

Reply

annashev December 9 2015, 05:54:49 UTC
Это интересно. Мышление настолько разно у разных людей работает, что общего рецепта как учиться, наверное, не может существовать.

Reply

annashev October 19 2015, 03:39:22 UTC
Интересно, каких знаменитых людей, которых не было, вы имеете в виду? :)

Reply


Leave a comment

Up