Прочитала
статью о результатах наблюдения за интеллекуальным развитием школьников.
В начале там разбирается теория Льва Выготского о понятийном мышлении, которое троично: выделение сути, причинно-следственные связеи, систематизация информации.
Идея интересная. Но не очень понимаю:
1) Если понятие комплексное, то суть может быть не одна. Например, анализировать можно с точки зрения этого мира и с точки зрения вечности.
2) Видимо, "суть, причина и прогноз, систематизация" - это в порядке важности. По идее, анализируем мы иначе: сначала собираем информацию, систематизируем ее, затем анализируем - находим причины, после этого выделяем суть, затем прогнозируем.
Интересно: выпускники школ некоторых стран много знают, умеют работать, но не умеют самостоятельно ставить задачи и делать выводы, т.е. анализировать. Не видят всей картины целиком, "леса за девьями". Видимо, тоже от школьного образования зависит - если дают набор знаний, но не обучают его анализировать, не строят систему, не идут от общего к частному, то потом человек самостоятельно этому не может обучиться. Об этом еще есть заметка в книге о Феймане "Вы, конечно, шутите, мистер Фейман" - он там рассуждал о бразильском подходе к образованию, тоже делал подобный вывод.
Это все теория. А так: статья замечательно объясняет, зачем знания нужно подавать системно. Здорово.
Про личности:
"Букварь" Эльконина у нас есть - купили, посмотрели, и отложили, никогда не использовали. Слишком навороченный для нас. А вот совместная с Давыдовым его программа по математике с сыном пошла на ура - да, она сложная и абстрактная, но для некоторой категории детей, для которой арифметика слишком проста уже в пять-шесть лет, она лучше всего подходит. Возможно, для таких же детей с талантом в области лингвистики и его "Букварь" бы подошел.
Доман: да, он немало сделал для больных детей. Но его РР, "карточная" методика несистематизированных энциклопедических знаний, его методика обучения чтению (которая была апробирована и потерпела фиаско еще в 1930-х годах, т.е. до Домана) - это нечто.
И про причины гиперактивности можно рассуждать долго, возможно, что не следует сводить все только к проблемам с позвоночником.
В целом - статья понравилась, дает интересную информацию и наводит на размышления.