Вот
здесь я описывала, как мы с семилетней девочкой начинали заниматься умножением. С тех пор мы почти на каждом уроке посвещаем часть времени умножению и делению. Отрабатываем понятие, стараясь почувствовать его "кончиками пальцев", составляем и решаем примеры, ну и, конечно, выполняем задания в раздаточном материале. Расскажу немножко о наших играх.
Деление.
Дано: 20 счетных палочек. Делим их сначала на две кучки (20:2), затем каждую из них еще пополам (получается 20:4). Далее от каждой из четырех кучек забираем по одной палочке - получаем пять кучек (20:5). Каждую из них делим еще пополам (20:10). Затем еще пополам (20:20).
Просто, но нам понравилось в это играть, смотреть, как меняются количества. Попутно записывали примеры, наблюдая зависимость: 20:4=5, 20:5=4; 20:2=10, 20:10=2.
Деление и умножение.
Дано: бумажные цветы, 8 штук, на каждом по 5 лепестков. Использовали те, что остались с одного из
прошлых занятий, перевернув цифрами вниз и сделав надрезы, чтобы их было легче разделять на лепестки.
Сколько цветов? А лепестков? Записываем и считаем: 5х8=40.
Была идея посчитать количество бусинок, которые понадобятся, чтобы разложить их по 2, 3, 4 на каждый цветок. Но мы не стали этого делать, так как на прошлых уроках было много игр на умножение.
Разделяем цветы на 40 лепестков. Рассаживаем кукол, и делим лепестки между ними. Сначала на две кучки, затем на 4, 10 и 8. Записываем примеры.
Можно ли разделить 40 лепестков на 7 кучек? - Девочка считает, что можно. Делим. И действительно можно, но только тогда кучки получаются не равными. :) А вот на восемь сорок лепестков делятся ровно.
Умножение, деление и систематизация данных.
Рассаживаем пять кукол. Раздаем каждой по 3-7 чего-нибудь (бусинок, счетных палочек, конфет, карандашей). Записываем соответствующие примеры на умножение, считаем.
Задача от обратного - на деление.
Затем все собираем. Теперь либо сами решаем за кукол, что мы им и по сколько каждой дадим, либо "спрашиваем" кукол. А на руках у нас табличка: по вертикали имена кукол, по горизонтали то, чего мы им раздаем (конфеты, сосики, и пр.). В серединке, в соответствующих ячейках, записываем, сколько (конфет, сосисок) каждая из кукол получила. Нижняя строка таблицы - сосчитать количество (сколько всего конфет получили все куклы).
Через эту игру мы учимся собирать и систематизировать информацию, а также отрабатываем навыки сложения.
Еще вариант этой игры: заполнить нижнюю строку количеств, и дать возможность ребенку самому решать, сколько каждой из кукол чего дать - можно в равных количествах (деление), можно в разных (вычитание).
Другая игра с куклами, на систематизацию данных:
Взять десяток кукол. Каждую из них спросить, чего она любит кушать, дав выбор из трех фруктов. Данные записать в таблицу.
В этой таблицы по горизонтали идут три фрукта, по вертикали - имена кукол. Затем подсчитываем, сколько кукол "проголосовало" за каждый из фруктов. Строим столбчатую диаграмму. Можно еще и круговую. :)