Занимаюсь я с одной семилетней девочкой. Когда она пришла ко мне на первое занятие, она на пальцах считала в пределах десяти, а более сложные примеры ее пугали. С тех пор прошло порядка десяти занятий. И что? - Девочка перестала бояться математики, ей понравилось, и она уже хорошо ориентируется в первых пяти десятках, а если с моей помощью - то и в сотне.
Каждый раз, когда я с таким сталкиваюсь, меня безмерно удивляет тот факт, что маленьким детям достаточно нескольких занятий, чтобы они поверили в свои силы, поняли, что математика - это не страшный зверь, а интересный и довольно веселый предмет. Как жаль, что этот номер не проходит со старшими детьми!
Как мы занимаемся:
Урок начинается с игры - арифметической или логической, и занимает она порядка 10-15 минут. Затем мы на бумаге решаем что-то непростое, оттачиваем навыки сложения и вычитания - еще 10 минут. Смена активности - логические задачки, задачки на мышление, на восприятие пространства. Опять игры на счет - стараюсь сформировать понятие, ощущения десятка, затем устроение чисел в десятичной системе. Переключаемся, опять делаем что-нибудь на бумаге. В конце - повторяем одну из наиболее понравившихся сегодняшних игр.
Урок длится час и проводится раз в неделю. Казалось бы, за такие редкие занятия почти невозможно ничего сделать, но результат всегда радует и удивляет. Не в методике дело, а в том, чтобы заинтересовать ребенка математикой, и, конечно, поработать над формированием основных математических понятий.
Фотографирую я мало, все как-то не до этого, но несколько наших игр могу показать.
Игра на счет: пройти через трехуровневый лабиринт, набрав требуемое число "пробочек" (счетного материала). На каждом уровне берем пробочки только из одной тарелки, и, тем самым, проходим за черту к следующему набору тарелочек.
Требуется набрать 10 пробочек (можно тремя способами):
Сбоку видна матрица, в которую, для удобства, можно вставлять собираемые пробочки.
Теперь 15 (тоже три способа):
Набрать ровно 20 пробочек не всем легко, поэтому воспользуемся матрицей.
Первый шаг:
Прошли второй уровень:
Дальше легко - нужно только посмотреть по матрице, скольких пробочек не хватает, и выбрать тарелку с нужным числом пробочек.
Затем находим еще два способа.
С девочкой мы на каждом уроке много работаем с этими матрицами, вычисляя в пределах ста. И укрепляем понятие десятка, так как по матрице всегда видно, сколько нужно добавить к числу, чтобы получилось десять.
Еще одна игра:
На каждом лепестке и сердцевинке цветка могут находиться не более 5 бусинок. Требуется дополнить количество бусинок до нужного числа.
Формируем понятие площади, заполняя фигуры мерками:
И переходим от этого к умножению. Это второй наш умножательный способ. Первый - через робота-умножателя, в которого входит один набор счетного материала, а выходит столько, сколько у него "рук", или какое число на нем указано.
Блоки Деньеша - фигурки, различающиеся по цвету, размеру, толщине и форме.
Проводим их по дорожкам, соответствуясь со знаками (цветные кружочки - это обозначение не формы, а цвета):
Еще можно с помощью веревочек делать пересекающиеся круги, и в пересечения класть фигуры с пересекающимися :) признаками.
Девочка моя любит строить и проходить через различные лабиринты. Вот, например, через такой:
У шарика направление "назад" и "вперед" повернуто относительно нас, также и "лево-право". И поэтому не всегда легко давать ему команды - шаг вправо, шаг влево. Когда я прохожу через девочкин лабиринт, то регулярно "ошибаюсь", путая лево-право, и ей в радость меня поправлять. :)