Jul 26, 2012 23:30
В России, вопреки популярному среди моего окружения убеждению, можно жить. У нас недорогой транспорт; дешевые сигареты и алкоголь; есть много возможностей обойти закон и столь же много возможностей сорвать большой куш - развивающаяся экономика и все дела, это подтверждают многие иностранцы, приехвашие сюда.
Но есть одно «но». Однако это «но» настолько велико, что, может быть, перевешивает все имеющиеся преимущества. Эта наглость, которая царит у нас повсюду, и в первую очередь во властных структурах, она не имеет границ. Одна знакомая сказала: «Я уеду из России, если ситуация с правами человека здесь будет катастрофической». Так вот, кажется эта критическая точка всё ближе и ближе. Основаня масса людей не имеет возможности заметить этого в обычной жизни; действительно, у подавляющей массы есть эта пресловутая «стабильность».
Мне повезло какое-то время побыть в курсе всей динамики жизни, когда тебя не обходит стороной ни единое изменение вообще и в политической и законотворческой сфере в частности. Это безумно интересно, это свой особенный драйв, это затягивает. Но когда приходишь в это, то понимаешь: да, кажется, близится судный день. Вероятно, это свойство моей впечатлительной натуры, я готова согласиться с тем, что это преувеличение. Но когда каждый день ты узнаёшь, что был принят очередной драконовский закон, с которым не согласно большое количество сведущих (и не очень) людей, но его принимают; когда ты из первых рук узнаешь о том, что в очередной раз суд проиграл очередной страдалец, у которого не остаётся шансов, кроме Страсбурга; когда ты говоришь с сильными мира сего и они даже не пытаются как-то завуалировать свою наглость, не отвечают за свои слова, которые, однако, просят обязательно согласовывать, и их пресс-секретари нивелируют весь громкий смысл заявления, разговаривая с тобой снисходительным тоном особо приближенных к божественному сонму. Так вот, когда ты прямой свидетель всего этого, поневоле начинаешь думать, что, вероятно, в сакраментальном лозунге последних лет «пора валить» есть смысл.