Aug 23, 2011 14:17
«Вариации «Энигма», вариации на тему, которая так и не прозвучит… Эдвард Элгар, композитор, утверждает, что речь идет об одной очень известной теме, но никто так и не смог определить какой. Скрытая мелодия, которую мы лишь угадываем, едва появляющаяся и исчезающая мелодия, которая будто снится, - загадочная, неуловимая, далекая… Кого мы любим, когда любим? Мы никогда не знаем этого».
(Эрик-Эмманюэль Шмитт «Загадочные вариации»)
«Загадочные вариации» Шмитта - одно из любимейших моих произведений, попытка понять через невообразимо прекрасную, лиричную, грустную музыку Элгара, что такое любовь, почему мы любим и кого. Любим ли мы реального человека, или его образ, который чувство создает в нашем воображении. Мне это очень близко. Влюбленность искажает реальность вокруг меня, и любимый человек представляется мне не таким, каким он является на самом деле, но таким, каким я вижу его в своей мечте.
«Загадочные вариации» - это диалог мужчин о любви к женщине. Каждый из них любил ее по-своему, вернее, по-своему представлял себе любовь: известный писатель Абель Знорко в разгар романтических отношений предложил возлюбленной расстаться, чтобы их «любовь крепла», чтобы не унижать ее бытом. Чувство писателя расцвело в пронзительной последующей переписке с любимой. Молодой учитель музыки Эрик Ларсен, напротив, уверен, что любить - значит не боятся предстать реальным человеком перед тем, кого любишь, иметь мужество обнажить перед ним свои достоинства и недостатки и в свою очередь познать любимого.
Оба героя любили одну и ту же женщину, но с каждым она была разной, такой, какой они видели ее. Элен дала героям ту любовь, которая им была нужна: одному - страсть и духовную близость, другому - возможность быть рядом. В итоге герои поняли, что ни один из них знал настоящей Элен, каждый любил лишь ее образ, созданный их воображением и желаниями, каждому в любви важен был не человек, а само чувство. Вариации «Энигма» отразили слова Элен, сказанные любимым в момент первого объяснения: «Мы говорим друг другу слова любви, но кто «мы»? Кому ты говоришь: я тебя люблю? А кому говорю их я? Мы не знаем, кого любим. И никогда не узнаем».
Нельзя определить любовь, это всегда загадка - стремление к мечте, совершенному образу. И зависит любовь не от объекта, на который она направлена, а от собственного умения любить. Но Шмитт говорит также и о том, что любящий человек неизбежно в какой-то момент сталкивается с одиночеством, так как идеальный образ никогда не заменит живого человека. Смерть Элен объединяет героев, обнаруживает их общее стремление любить, мечтать, страдать - жить.
Несколько лет назад пьеса Шмитта «Загадочные вариации» была поставлена в театре им. Евг. Вахтангова. Спектакль получил название «Посвящение Еве». Он произвел на меня очень сильное впечатление. Ироничный, резкий в своих высказываниях и оценках Абель Знорко в исполнении Василия Ланового, и интеллигентный, эмоциональный Эрик Ларсен - Евгений Князев - потрясающие образы, которые мне никогда не забыть. Бывают такие спектакли, которые, кажется, открывают что-то новое в твоей душе, помогают лучше разобраться в себе, что-то понять. Если этот спектакль еще идет в театре, я очень рекомендую его просмотреть. Если нет, то «Посвящение Еве», к счастью, можно увидеть в записи. А пьеса «Загадочные вариации» к моей великой радости совсем недавно была издана на русском языке, я ждала ее издания почти шесть лет!
театр им. Евг. Вахтангова,
Э.-Э. Шмитт