"Молчание", М. Скорсезе

Feb 10, 2017 12:09

«Молчание» Мартина Скорсезе по одноименной книге Сюсако Эндо, по моим впечатлениям, - значительное, большое и глубокое кино. Давать характеристики такому произведению не просто, потому что все сказанное все равно не отразит его достоинств; я смотрела не просто затаив дыхание, но в жару напряжения. На мой взгляд, режиссеру удалось всесторонне выразить истинную сущность и противоречия христианской религии, не утратив логики и единой линии повествования. Поступки и взгляды каждого героя казались абсолютно естественными и прямо следовали из особенностей показанных характеров и обстоятельств их формирования. Фильм рассказывает о попытках португальских священников укрепить позиции христианской религии на территории средневековой Японии. Очевидно, что с позиции католической церкви подобные «миссионерские походы» в основном носили «захватнические» цели, это, несомненно, была экспансия, призванная через установление своих ценностей и этики в чужой земле подготовить европейцам путь для торговли и усиления влияния (что отчасти оправдывает реакцию местных властей на нежелательное вмешательство извне). Но первые проповедники были романтиками, движимыми идеалистическими представлениями о «благе» и «истине», передаваемым «новому миру». Это начальный сюжетный пласт. Более серьезный акцент в фильме сделан на том, как абстрактные религиозные убеждения проверяются практикой, и религия, будучи изначально плодом идеалистических представлений, наполняется реальным практическим содержанием. В Японии герой, падре Родригес (Эндрю Гарфилд), учится отделять поверхностные символы и обряды, которым он был выучен, от глубинного содержания его веры и действовать согласно этому пониманию. И именно это внутренне осознание причин своей собственной религиозности помогает ему даже после отречения сохранить веру и услышать молчавшего. Он понимает, что можно обучить обрядам и догмам, вместе с другими им следовать, но чувство религиозности - это не общее и универсальное, а внутренне, глубоко личное ощущение, которому невозможно научить, или передать другому человеку, даже солидарному и готовому воспринять эти идеи. Вера Родигеса, Гаррпе (Адам Драйвер), Феррейры (Лиам Нисон), Китидзиро (Ёскэ Кубодзука) и других героев (японских христиан и буддистов) имеет разное содержание для каждого из них. И именно поэтому, а не из-за противостояния местных властей, попытка религиозной экспансии обречена на крах. И эта мысль, весьма актуальная не только для средневековья, но и сейчас, показана без чрезмерного морализаторства и проповедничества, что мне понравилось.

кино

Previous post Next post
Up