«Рай» Кончаловского понравился. Смотрела с напряжением и на одном дыхании. Прекрасно снято: идиллические картины мира перемежаются ужасами лагеря, показанными точными, яркими, при этом, умеренными штрихами. Ожидала чрезмерной драматичности сюжета, обилия мрачных тяжелых сцен - этого не было. Трагедия показана мастерски образно: залитый солнцем чистейший кабинет Хельмута - из распахнутого от сквозняка окна лагеря повеяло запахом крематория. Фильм захватывает внимание содержательностью затронутых тем, изящностью и нетривиальностью их подачи. Вместе с тем, финал фильма не произвел на меня ожидаемого воздействия. Я не сопереживала героям, и осталась равнодушна к их судьбам и выбору. Стремление режиссера показать множество сложных проблем с разных ракурсов в итоге привело к «размытию» основной идеи, которая в финале была выражена вскользь. Артисты играют хорошо. «Истинный ариец» Хельмут (Кристиан Клаусс) - «сверхчеловек» - высокий, статный, чувственный нацист, дворянин, поклонник Брамса и Чехова, романтик типа Вертера - человек, непоколебимо верящий в правильность идеи нацизма и возможность построения немецкого Рая. Единственное, возможно, что на мгновение заставило его усомниться, это факт гибели в инспектируемом лагере, в крематории, 67-летней невесты Чехова - женщины, которую любил писатель-кумир. Мотивация Хельмута прямо следует из идеалистичного и во многом инфантильного характера. Искренне любящий, он, в силу романтической незрелости, так и не смог понять реальных чувств любимой женщины и спасти её. Ольга (Юлия Высоцкая) - героиня, в которой не осталось жизни, единственное, возможно, что еще дает ей силы чувствовать - это инстинкт матери в отношении обездоленных детей. Именно этот инстинкт ведет её к самопожертвованию. Вместе с тем, героиня не вызывает ни жалости, ни сострадания, за её муками наблюдаешь безучастно, как за жизнью человека, давно умершего. Возможно, именно это не позволило мне эмоционально принять финал фильма. Больше всего понравился Фогель (Якоб Диль, очень выразительный артист) - однокурсник Хельмута по Университету. Он ощущает на интуитивно-чувственном уровне, неосознанно ужас происходящего, мучается от невозможности объяснить и выразить свои ощущения, отчего постепенно сходит с ума.
Герои на протяжении действия анализируют свою жизнь перед Вечностью. Итог жизни при разных исходных возможностях равен для всех. Однако, небесная благодать сошла лишь на одного. Полагаю, что каждый персонаж прожил жизнь честно, поэтому выбор единственного, кто был благословлен, мне остался неясен.
http://www.afisha.ru/movie/229432/