«Дядя Ваня», Римас Туминас, театр им. Евг. Вахтангова, 29.02.2012

Apr 06, 2012 23:34


«Мы услышим ангелов, мы увидим все небо в алмазах, мы увидим, как все зло земное, все наши страдания потонут в милосердии, которое наполнит собою весь мир…»

(А.П. Чехов «Дядя Ваня»)

Мучительный, тягостный спектакль, и вместе с тем - прекрасный! Удивительное, местами страшное размышление о смысле человеческого бытия. Исповедь героев перед Вечностью, на суд которой каждый выносит свою боль, любовь, мечты и несбывшиеся надежды. Исповедальный характер пронзительных монологов чеховских персонажей особенно подчеркивает музыка - старинное песнопение «Кол Нидрей» - молитва о прощении невыполненного предназначения и "Вечное движение" Фаустаса Латенаса о неумолимой быстротечности и бесконечности Времени. Но беспристрастны и немилосердны судьи-символы - неподвижный лев и желтая равнодушная луна.

Это финал жизни героев, итоговая черта, но перед тем, как уйти в туман небытия, каждый из них оглядывается назад, анализируя пройденный путь, то, что останется от него в Вечности, подобно обручу, не имеющей конца.

«Дядя Ваня» - крик о том, что жизнь человеку дана одна, и нет возможности проиграть ее, подобно спектаклю, заново. Жизнь определяется не существованием здесь и сейчас, а исполнением предназначения, «сделанным делом», оставленным во Времени следом. Бездарно прожитая жизнь не имеет никакого значения, с точки зрения Вечности такой жизни просто не было, следовательно, и человека не было, после него осталась лишь пустота. Осознание этого наполняет героев страхом и страданием. Они стремятся сказать про себя «Я ЕСТЬ» так, чтобы это «ЕСТЬ» было также фундаментально и непререкаемо, как лев, или луна, но не у каждого получается сделать это. Мир делают реальным и осмысленным только люди, обладающие талантом, чувством, способностью оставить свой след в будущем, все остальные - блики, силуэты, бродящие на ощупь в тумане…

Страшно оглушительное одиночество героев, существующих каждый в своем пространстве, воспринимающих мир через призму, прежде всего, своих ощущений. В спектакле нет единого бытия, а существует несколько разобщенных миров, галактик, сближающихся и отдаляющихся одновременно, пытающихся взаимодействовать, но при этом остающихся обособленными, замкнутыми на себе. Однако, может ли человек считать себя единственно существующей галактикой и гармонично жить в мире, замкнутом на собственных ощущениях? Нет, и несчастья героев подчеркивают это! Каждое существо этого необъятного мира - это проекция, уменьшенная модель непостижимой Вселенной! Человек - лишь часть, одно из звеньев бесконечной цепи, на одном конце которой - мельчайшие частицы, не доступные органам чувств, а на другом - величайшие! И  жизнь человека должна быть пронизана стремлением к познанию, открытию в малом - великого, а в великом - близкого, к пониманию и сочувствию ближнему, милосердию! Только тогда начинаешь жить! Именно об этом и говорит Соня: «Надо жить! Мы, Дядя Ваня, будем жить», жить не для себя, делать дело, и в конце нам откроется «небо в алмазах» - не просто виртуальный мир, а вознаграждение за жизнь через постижение ее смысла. Когда человек приходит к пониманию этого, смерть ему уже не страшна, так как она есть лишь переход к высшей духовной сущности бытия!

книги, Чехов, театр им. Евг. Вахтангова, Римас Туминас

Previous post Next post
Up