На русской сцене есть два автора, которых обязательно ставят все: Чехов и Шекспир, даже первого, наверное, ставят почаще. Оно и понятно, чеховские пьесы притягательны своей жизненностью. И как писал сам Антон Павлович: "На сцене люди обедают, пьют чай, а в это время рушатся их судьбы".
Вы знаете, что крайне трудно написать докторскую диссертацию по Пушкину, потому что ну слишком много уже про его написано, и надо очень сильно постараться, чтобы заявить такую тему и чтобы ее приняли. Примерно тоже самое происходит с Чеховым - ставят много, часто и все. И кажется, что уж ничего нового поставить нельзя, что все смыслы уже открыты, переоткрыты, а вот и нет!
В спектакле Александры Мамкаевой и Виктора Бугакова
театра Цехъ «Так возможно, так близко» вдруг совершенно иной Чехов: молодой, живой, трогательный, кто-то даже сравнил постановку с молодым вином божоле. Я бы тоже не отказалась от гастрономической ассоциации, потому что это и правда вкусный спектакль, с приятным долгим послевкусием...
Режиссеры захотели снова поговорить о любви, о том мгновении когда чувства, как молодой росток: любой взгляд, слово, жест или, наоборот, несказанное вовремя признание могут разрушить счастье. О том, что сколько бы уже не сказано было о любви, но каждая история уникальна, у каждой есть своя неповторимая мелодия.
Именно музыка стала базисом спектакля - на протяжении всего действия мы будем слышать романс "Кого-то нет, кого-то жаль", исполняемый актерами.
И как в большом симфоническом оркестре, каждый из актеров-музыкантов будет рассказывать свою историю, вести свою партию.
В основу постановки легли рассказы: "О любви", "Дом с мезонином", "Рассказ госпожи NN", "Шуточка". И если первая история Алехина и Анны Алексеевны наиболее грустная, то последний рассказ "Шуточка" наименее драматичен, именно он оставляет легкий шлейф морозного дня и карамельных яблок. А еще в спектакле будут ароматы лета, прелого сена, свежесорванных огурцов, озоновый воздух после грозы.
В этой постановке Чехов уже со срубленным вишневым садом, с выстрелившем ружьем, наконец-то освобожденный от штампованных ассоциаций. Но что останется героям взамен? Пеньки, на которых не очень удобно сидеть, как неудобно жить на развалинах своей жизни, или может топор, вместо ружья, которым достаточно лихо будет управляться решительная сестра Жени Лида из рассказа "Дом с мезонином"?
Хотя почему-то все равно запоминается другое: рисование пальцами, гроза и промокшее платье, катание с горки, те самые мгновения счастья, и да, пусть "кого-то нет, кого-то жаль", но "сердце <снова> мчится в даль"...
Фото Людмила Коневцева
Спектакль в рамках конкурсной программы
Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры 24 ноября.
Фестиваль проходил при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Спасибо за приглашение
Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры и
Наташе Бережновой