белопушистость или куда девать негатив.

Dec 01, 2009 01:17



обещанная техника. арт-терапия. понадобиться 4 листа бумаги и что-нибудь писательно-рисовательное.

* Чем рисовать - зависит от характера эмоционального состояния, с которым Вы собираетесь работать. Если это злость - лучше взять простой карандаш или ручку (что-то достаточно жесткое, стремительное), если это какая-нибудь липкая тоска - подойдут густые краски и т.д. Выберите то, что Вам сейчас кажется наиболее подходящим рисовательным инструментом.

использовать можно для внутренней гармонизации, для разблокирования подавленных эмоций, для завершения незавершенного. очень помогает для самосборки в ситуации стресса и канализации негатива, который по каким-то причинам нельзя выразить адресно, когда внутри копошится что-то невысказанное.




I

1) Пережить вновь, погружение в ситуацию.

Рисуем ситуацию, которая стала триггером для этого сложного эмоционального состояния - что запустило в Вас эту эмоцию, эти чувства. Рисуем чисто схематично - можно по принципу палка-палка огуречик - главное делать это быстро, обозначая ядро ситуации, самую суть. На рисунке должны быть изображены Вы и те, кто вовлечены в ситуацию.

2) Отреагирование.

Выплесните все эмоции в слова (пишите) и действия (рисуйте).

Пропишите

- реплики, посылы (вербальные и невербальные) и метапослания (то, что не говорилось, но, как Вам кажется, подразумевалось) персонажей, которые зацепили Вас -  как реальные реплики, так и Ваши фантазии и предположения, что обидчик в этот момент там себе думал (можно писать просто рядом с ними или в облачке а-ля комикс - главное, чтобы Вам было понятно, кому принадлежит изречение)

- свою реакцию на все это (хорошо, если крупнее, чем все остальные реплики): все, что Вы недосказали тогда - и, то, что сказать очень хотелось, но не удалось, то, что звучит в Вас, возможно, до сих пор.

Можно нарисовать какие-то подручные приспособления и действия (молоток, которым вы бьете начальника по голове, например, - лучше уж сделать это на картинке, чем наброситься на него в реале - или мучаться от собственной головной боли после блокирования своей злости).

При этом рисовать и прописывать постарайтесь максимально прочувствованно, погружаясь в то состояние.
Не останавливайте самые бурные фантазии, рисуйте все, что приходит в голову спонтанно, забудьте о последствиях "рисуночных" слов и действий - бумага все стерпит).

3) Позаботиться о себе. Самоподдержка.

Исправьте ситуацию на этом же рисунке так, чтобы Вам, нарисованному там, стало комфортнее, защищеннее - отгородитесь от того, что Вас разрушает (например, ставим между собой и начальником непроницаемую стенку - и больше не слышим его воплей). Можно нарисовать дверь с надписью «Выход» - и стрелку от Вас по направлению к нему. Фантазируйте, пока не почувствуете облегчение.

II

5) Исследование эмоционального состояния.
Берем 2й лист бумаги и определяем ту самую деструктивную эмоцию/чувство/ состояние, которое не удалось выразить в достаточной мере в реале - и рисуем возникший образ этой эмоции/чувства/состояния. Обозначаем на рисунке «преграду» - то, что мешает эмоции быть выраженной (она может оказаться замуровнной в глыбе льда, запертой в клетке - любые ассоциации). По-прежнему используем текст и прописываем то, что «говорит» (может и благим матом заорать)) Ваша эмоция. Что она делает? Или, может быть, тиски "преграды" сжимают ее настолько, что она не может и слова выдавить из себя?

*можно обозначить состояние абстрактно или метафорично, например, состояние Х или "всех на кол!" - тогда важно как-то его описать и дать ему символическое название; если можете идентифицировать конкретное чувство(а), пропишите его/их - это может быть предметом дальнейшей работы в терапии.

III

5) Поиск адекватного выражения.
3й рисунок. Делаем «преграду» разомкнутой (например, рисуем открытую в клетке дверь) и «освобожденное» чувство, которое заполняет столько пространства на листе бумаги, сколько ему нужно (скажем, высовывает щупальца из клетки или вырывается из мешка фейерверком или  у Вас может быть что-то свое совсем другое  - позвольте ассоциация и решения рождаться самим).

Не забываем снабдить свою эмоцию новым текстом - что она говорит, выбравшись на свободу, получив возможность быть выраженной, быть прожитой на полную мощь? Каково ее послание - Вам, другим участникам сцены? Что бы она хотела им сообщить/получить от них (больше уважения, помощь, поддержку, интерес к ней, etc.)?

Как изменилась эмоция и ее образ по сравнению с предыдущим рисунком? Как изменился текст?

IV

6) Интеграция.
4й рисунок. Нарисуйте всю Вашу "триггерную" ситуацию (п.I-1) заново - так, как Вам хотелось бы ее прожить тогда- изменив то, что Вам кажется важным + сделайте ее более экологичной для Вас. Выразите там свое эмоциональное состояние, присвоив (добавив в общий "сюжет" рисунка) тексты "замурованной" и освобожденной эмоции (Что говорила Ваша эмоция на 2х предыдущих рисунках?).

Важно оставить возможность взаимодействия со всеми участниками случившегося, но и отгородить себя в достаточной мере от того, что может быть разрушительным для Вас (допустим, стена между Вами и начальником, но в ней есть переговорное окошко, Вы держите в руках ключи от него).

Если среди присутствующих на рисунке есть те, кто мог бы Вас поддержать, или те, к кому у Вас позитивные чувства - обозначьте свою связь с ними.

Вопросы для авто-терапии: Что изменилось? Применима ли такая реакция в реальной жизни? Для чего нужна эта эмоция? Что полезного она делает для Вас?

(с) Анна Вячеславова
при цитировании ссылка на автора и этот пост обязательна.

PSSR в качестве неотложной помощи может быть достаточно пунктов 1,2.

здесь можно отреагировать результаты, если будете выполнять упражнение.
*****комменты скринятся. если можно раскрывать - обозначьте это плз.*****

важно, границы, арт-терапия, copyright, злая я, моё, отношения, прерывание контакта, чувства, радости, ресурс, упражнения, психотерапия, идеи, fuck them all!, незавершенка, психология, ретрофлексия

Previous post Next post
Up