Отрывок из книги Питера Смита "У.Б. Йейтс и Племена Дану" и мелкое хулиганство в примечаниях.
Рассмотрев сыновей Дагды, перейдем теперь к Лугу (Lugh). Среди Туата Де Данаан Луг пользуется большим почетом - главным образом в связи с той ролью, которую он сыграл во Второй битве при Мойтуре и за которую его числят одним из «Трех Сынов Отрады для Эрин (Ирландии)», наряду с Финном мак Кумалом и Брианом Бору [1]. Он часто фигурирует как в мифах, так и в современных к ним комментариях. На этом фоне сравнительная редкость попыток приписать ему какую-либо конкретную функцию очередной раз свидетельствует о том, с каким трудом представители Туата Де Данаан поддаются определению и классификации. Те, кто все же предпринимал подобные попытки, по всей очевидности, сходятся во мнении, что Луг был солнечным божеством.
Мойя Макнил считает главным указанием на солярную функцию Луга «выражения, в которых описывается сияние [его] лица, уподобляемого солнцу» в «Изгнании сыновей Турена» [2]. С нашей точки зрения, это довольно наивная интерпретация стандартной фигуры речи. Альтернативная теория основывается на самом употребительном из эпитетов Луга - «Ламфада» (Lamfada), «длиннорукий». «Его длинные руки, - утверждает Элеанор Халл, - могут символизировать далеко простертые лучи восходящего или заходящего солнца» [3]. Это звучит несколько более убедительно, но все равно остается лишь умозрительным предположением.
Если и в самом деле (как утверждает без ссылок на источники Дж. Флуд) «радугу называли Пращой Луга, а Млечный Путь - Цепью Луга», то не исключено, что Луг олицетворяет не просто солнце, а все небесные явления вообще, как дневные, так и ночные. Иными словами, он может быть не солнечным богом, а богом неба. Но подобной функции едва ли соответствует его главный атрибут - копье, одно из Четырех Сокровищ Туата Де Данаан. Конечно, оно могло бы символизировать солнечный луч, но точное описание, приведенное у Флуда, не поддерживает такую интерпретацию: это копье «жаждало битвы, и <…> усмирить его можно было, лишь погрузив в толченые листья мака» [4]. Копье Луга, вне всяких сомнений, фаллично. Можно было бы заключить, что Луг - бог вожделения, но более вероятно, что он, как и Энгус, олицетворяет не столь конкретную эмоцию. Возможно, он воплощает страсть, волю, устремления и все желания, более сильные и всепоглощающие, нежели те, которые связаны с Энгусом.
Примечания
[1]. “The Death of Finn” // Cross, Tom Peete, and Clark Harris Slover. Ancient Irish Tales, 1936; rpt. Dublin: Figgis, 1969, p. 432.
Бриан Бору (Brian Boraimhe, 941 или 926 - 1014) - верховный король Ирландии в 1002-1014 гг.
На краткое время объединил страну под своей властью. Одержал решающую победу над датчанами в битве при Клонтарфе (23 апреля 1014 года), но вскоре после сражения был убит в своем шатре. - Примеч. перев.
[2]. Mac Neill, Maire. The Festival of Lughnasa: A Study of the Survival of the Celtic Festival of the Beginning of Harvest. London: Oxford University Press, 1962, p. 5.
[3]. Hall, Eleanor. A Textbook of Irish Literature, 2 vols. Dublin: M.H. Gill & Son, 1906, vol. 1, p. 4.
[4]. Flood, J.M. Ireland: Its Myths and Legends. 1916; rpt. Port Washington, N.Y.: Kennikat Press, 1970, p. 27.
Перевод (с) Анна Блейз, 2011