Когда родилась моя дочь, я поняла, как много в жизни обычной мамы устоявшихся стереотипов, искусственно отделяющих ту самую маму от ребенка. Как будто они созданы специально для того, чтобы не быть с ребенком вместе, не жить вместе с ним, а жить какими-то отдельными жизнями - детской и взрослой.
Когда я стала пробовать жить иначе - не следуя этим стереотипам - я стала замечать, как полезно это для нас обеих. Как мы сближаемся. Как мне становится легче и веселее жить, все успевать, справляться. И как это приятно и интересно моей дочери.
Я говорю вот о каких стереотипах:
1) Гулять с ребенком, пока он спит.
Я поначалу делала это, не задумываясь. Просто так положено. Так моя мама со мной делала. Ребенок засыпает - ты выходишь с ним на улицу и ходишь по двору. Просыпается - несешь домой.
В четыре месяца моя дочь перестала спать на улице, просто отказывалась. Она с любопытством озиралась по сторонам, рассматривала мир. И вдруг до меня, простите, дошло.
Я подумала - зачем? Почему? Почему мы не гуляем, пока она бодрствует? Почему я не даю ей поспать дома? И мы стали гулять между снами.
Это было прекрасно. Дочь рассматривала, что творилось вокруг, я стала мобильнее: так как она не спит, я могу ходить с ней куда угодно, не боясь ее разбудить. Мы стали ходить с ней в магазины, ездить на трамвае в ботанический сад. Но самое главное - дома, когда она спала, я спала вместе с ней. Я стала больше отдыхать.
2) Убираться, пока ребенок спит.
Чтобы вроде как потом полностью отдаться заботе о проснувшемся ребенке. Только на деле он просыпается - а ты уже без сил. Забота механическая, без энтузиазма. Мама раздражена, ребенок недополучает - все в проигрыше.
Мы почти сразу убирались вместе. Я приматывала Майю в слинг себе за спину и пылесосила так, протирала пыль или мыла пол. Ее это очень даже забавляло.
Позже дочь ползала и «помогала» мне. Тряпочка, ведро. Выливание воды на пол, растирание, шлепанье ладошками по воде. Сейчас у нее есть своя швабра, свой маленький пылесос - она полноправный участник процесса уборки.
Мне вообще уборка кажется чудесным общим занятием для всей семьи, это сближает, учит договариваться и действовать сообща. Один поднимает мебель, второй - моет под ней. Когда я была маленькой, я очень любила протирать пыль на антресолях. Я сидела на плечах у папы, мне было страшно, но я чувствовала себя незаменимой и очень важной.
А скольким вещам научается в этот момент ребенок: выжать тряпочку, провести, суметь догнать мусоринку щеткой до совка и т.д. Этот процесс лучше и полезнее любой искусственной развивающей игрушки.
3) Готовить без ребенка.
Тоже пока спит. Или пока сидит в манеже. Или пока его кто-то развлекает.
И какая это на самом деле красота - готовить вместе с малышом.
Я также готовила с дочерью в слинге за спиной, когда она была совсем маленькой. Пританцовывала, пока режу овощи в суп - она хохотала.
Затем, когда Майя стала ползать, она осваивала мир половников и кастрюль на полу под моими ногами. Это ж сколько всего нового и удивительного можно узнать ребенку на кухне: в кастрюлю помещается половник, ложка и папин тапок. А вот фитбол уже не поместится. Я складывала в нижние выдвижные ящики то, что может заинтересовать дочь и то, что для нее безопасно. Дочь играла, я - готовила.
Изучив интересности кухни, дочь начала помогать мне. К тому моменту она уже умела стоять на стуле, держась за стол. Я резала что-то, а она - кидала в кастрюльку. Или подавала мне. Или перемешивала. Или дегустировала. Как пойдет. Главное - совместность.
Сейчас, когда ей почти шесть, она знает рецепты многих блюд, очень любит печь вместе со мной. У нее есть своя скалочка и формы, маленький нож и прочее. Она любит готовить и помогать. И мне это очень нравится. Мне кажется, что это очень полезно ребенку. Это очень естественный способ развить моторику маленьких пальчиков, запомнить то, что пригодится во взрослой жизни. Между делом я всегда рассказываю дочке, зачем я добавляю те или иные ингредиенты.
Когда ребенок готовит с мамой, он не только готовит. У него развивается и память (запомнить рецепт), и мышление (понять последовательность, логику, причинно-следственную связь, соединить части в одно целое), воображение (а что будет, если добавить в тесто больше молока?), творчество (выложить вишенки на пироге в виде звезды), восприятие (потрогать жидкости, крупы, мягкие фрукты и твердые овощи) - можно бесконечно перечислять полезности, заключающиеся в этой деятельности. Для меня важно также то, что это делается вместе с родителем, т.е. работает на сближение, на укрепление связи.
Ну и родителю, конечно, только легче от того, что «приготовить поесть» и «побыть с ребенком» можно соединить в один пункт
4) По делам - без ребенка.
Вроде как его нужно с кем-то оставить, чтобы куда-то самой съездить.
Конечно, я понимаю, что если речь идет о тяжелой ребенку длительной поездке в душном автобусе или о походе в строительный магазин, где пахнет краской - это одна история. Но если вам нужно сходить в банк, на почту или в магазин - почему нет? Почему бы не объединить это с прогулкой?
На самом деле ребенку (особенно младенцу) вовсе не обязательно каждый день гулять именно на детской площадке. Побродить по незнакомым местам, рассмотреть улицы, увидеть, что мама делает что-то новенькое - тоже интересно и важно. Это (а не посещение детского сада, кстати) и есть социализация. Как еще малыш узнает, как устроен мир, если мама не будет брать его в этот мир с собой?
Покупки, банковские операции, получение посылок, рассматривание меню в кафе и прочее - это все часть нашей жизни, которая предстоит и ребенку. Почему бы его не пустить в эту часть, облегчив тем самым жизнь и ему, и себе.
5) Укладывать на ночь - дома.
А если родителям хочется вечером куда-то сходить? Снова оставлять ребенка у бабушки или с няней? А если оставить не с кем или этот вариант не подходит вам (моя дочь, например, лет до трех с половиной и не засыпала, если меня рядом нет) - что же, не ходить никуда?
Жизнь родителей становится интереснее и разнообразнее, если уложить ребенка спать вне дома, а домой принести уже спящего. Почему-то мы практикуем подобное только в путешествиях, хотя очень удобная штука.
Когда дочери был год, в одном из путешествий, ближе к ночи я приматывала ее в слинг и мы отправлялись гулять. Майя засыпала в слинге и мы могли спокойно гулять под луной, сколько захочется.
В другом путешествии (дочери было уже два с половиной) ближе к ночи мы шли в какой-нибудь открытый ресторанчик, где есть мягкие стулья или диванчик. Мы садились подальше от всех, дочь засыпала, мы накрывали ее и наслаждались настоящим свиданием (под луной, опять же).
В третьем путешествии мы много ездили на автомобиле, возвращались в наш временны дом поздно, четырехлетняя дочь спала в автокресле.
И так далее - суть в том, чтобы время от времени позволить себе выйти из обычного режима. В нашем случае это точно шло на пользу и радость всем членам семьи.
Стереотипов в воспитании детей много, много правил, и многие из них мы соблюдаем, не думая. А вы на секунду задумайтесь - какие из них точно не работают на создание крепкой и дружной семьи? Какие разделяют вас с ребенком? Попробуйте пожить по-другому - вдруг вам понравится:)