Тяжело быть вторым. Первых знают все. Кто не в курсе, что фарфор в принципе изобрели китайцы, а в Европе - Мейсен? Но поставим вопрос иначе - кто был второй по фарфору, что в мире, что в Европе? Мало кто скажет без гугла.
Другая проблема в том, что тяжело, ох, тяжело быть Очень Маленьким Существом страной на задворках огромного государства с абсолютно великой культурой.
Но корейцы справились. По-своему, по-корейски.
Как они это сделали, проще всего понять на примере знаменитых селадонов, которые еще совсем не фарфор, но уже цветная глазурь, а про глазурь поговорить надо. Ибо проблема декора еще встанет у нас в полный, местами детективный, рост.
Определимся с понятиями. Обожженная глина - штука пористая. Если вы вылепите из правильной глины горшочек или там вазочку, правильно обожжете изделие и потом нальете в него водичку, через некоторое время вы с удивлением обнаружите, что сосуд пуст, но как-то странно потяжелел. Если вы дольете еще воды, ваше изделие рассыплется в кучку мокрой глины. Потому что обжиг обжигом, а поры порами. Либо вы их закрываете, либо жидкость в такой посудине не храните. Чревато.
Чтобы закрыть коварные поры, придуманы самые разные виды глазури. Кстати, они могут быть самыми что ни на есть органическими. В русских деревнях в новый горшок наливали молоко и выпаривали его до образования пленки. Повторите процедуру несколько раз - и внутри горшка образуется вполне годная глазурь, можно бестрепетно хранить то же самое молоко или иную жидкость сколь угодно долго.
Но, конечно, это так, кустарщина. Профессионально сделанная керамика выходит из мастерской уже глазурованной. (Сейчас не будем о тех случаях, когда глазурь отсутствует принципиально - для создания определенного художественного впечатления.) Сама глазурь обычно характеризуется как стекловидное покрытие, по составу сходна и со стеклом, и с фарфором, наносится на обожженное изделие перед повторным обжигом и имеет, кроме функции защиты глиняных пор, еще пару важных функций: во-первых, скрывает мелкие изъяны, а во-вторых, является отличным средством декорировки.
На глазури можно сделать роспись специальными красками (с оксидами металлов).
Или же глазурь можно изначально как-нибудь красиво окрасить (оксидами металлов).
И вот у вас уже не деревенский горшок, а вполне себе произведение искусства, и вы можете его выгодно продать.
Так вот, трудолюбивые китайцы, которых, как мы помним, всегда было не просто очень много, а запредельно много, экспериментировали и с глазурями. А когда бессчетное количество очень трудолюбивых китайцев бездну времени работает в какой-то области, на стописятмиллиардов действий случаются бабы водка фарфоры, селадоны и прочие великие китайские изобретения. И однажды, более-менее случайно, в печах мастеров из Юэ (если кому-то интересно, это местность Юэчжоу на севере современной провинции Чжэцзян) получилась глазурь такого цвета, который мы бы назвали серовато-зеленым и не оценили. Но для китайцев это был цвет нефрита.
Пропустим то, почему для китайцев нефрит - это исключительно с придыханием, иероглифами сто сорокового кегля и вообще святое. Просто примем это и констатируем, что посуду нефритовых оттенков из печей Юэ преподносили в качестве даров императору. Выше этого в Китае ничего быть не могло в принципе.
Вот китайский селадон 10 века периода Северной Сун, самый что ни на есть серовато-зеленоватый, то бишь нефритовый, еще и с гравировкой на поверхности, что было и круто, и красиво.
Кроме цвета, в селадонах очень важно драгоценнейшее для Дальнего Востока качество: спонтанность. В переводе на русский язык это значит, что вы никогда толком не знаете, что у вас получится. Вот вы китайский мастер и поставили в печь десять сосудов, заботливо обмазанных глазурью, содержащей нечто такое (вы еще не знаете, что это окись железа Fe2O2). Потом вы, помолясь, нагреваете печь до температуры свыше 1000 градусов и, продолжая молиться, ждете, пока при обжиге нечто такое превратится в нечто этакое (одноокись железа FeO, которая пропитает глазурь и глину и даст тот самый нефритовый цвет). Требуемая гамма оттенков получалась не более чем на одном сосуде из десяти (обычно реже), и каждый, подчеркиваю, каждый селадон Дальнего Востока всегда свой собственный дядя Федор неповторим и индивидуален, даже если и укладывается в нефритовую гамму.
Очень важно помнить и то, что любая глазурь - это в чем-то стекло. А стекло всегда играет со светом. Вбирает, отражает, меняет оттенок и т.д. То же самое делает любая глазурь. Особенно полупрозрачная, коей и является селадоновая. Рассматривая селадоны на фото, никогда не забывайте, что они, как снег, Нева или мрамор Тадж-Махала, вбирают, отражают, меняют оттенок и так далее. И тем самым, между прочим, опять же напоминают волшебный камень нефрит.
В общем, не будем удивляться, что цвет селадонов в эпоху Северной Сун в Китае именовался «тайным цветом».
Перейдем к Корее - вернее, в тот момент Корё. Сами корейцы красиво, метафорически и весьма точно называют свою страну «креветкой среди китов». Труба пониже, дым пожиже. Казалось бы, что корейцы могли противопоставить грандиозному во всех отношениях соседу?
Не будем про все на свете, но в области керамики их выбор, безусловно, был мудр. Они взяли селадоны (ибо нефрит был и в тогдашнем Корё священным и величайшим явлением природы) - и научились их делать так, что восхитили даже китайцев.
Нет, вот так на минуточку представьте, что китайцы, которые абсолютно все изобрели и абсолютно все умеют делать лучше всех, приходят и говорят - блин, какие у вас водка / бабы / шелк / порох / бумага / селадоны! какие селадоны! лучше наших!
Между тем именно так и случилось. Серовато-голубовато-зеленоватые корейские селадоны (корейцы просто и гордо именовали их цвет нефритовым) были признаны в Китае «первыми под небом» и даже включены в список двенадцати лучших вещей в мире.
Вазочка с туловом в форме желтого арбуза чамоэ, 12 век.
Конечно, китайцы немедленно попытались повторить цвет «нефритовой глазури» в своих селадонах. Не вышло. Тонкое дело эти средневековые технологии. Согласно современным исследованиям, голубоватый оттенок корейских селадонов обусловлен содержанием в глазури некоторого количества окиси титана и окиси марганца. Но вообще техника нефритовой корейской глазури считается утерянной и пока восстановлению не поддалась, хотя попытки продолжаются.
Утрата случилась из-за религиозных неурядиц. Селадоны были любимы буддистами, но в 13 веке сначала всех захватили монголы, любившие бело-синее, а буддизм не любившие. А потом к власти в Корее пришла династия Ли, вовсе с буддизмом не ладившая. И сложное-дорогое производство селадонов сначала сократилось, потом сильно сократилось, а потом и вовсе накрылось фарфоровым тазом.
Как же выглядит селадон? Упоительно. Его много, он разный, и выбрать десяток картинок для поста - дело не из легких, зато сколько удовольствия дарит процесс.
Корёский поэт Ли Кюбо писал, что селадон своим блеском подобен свету нефрита, звоном напоминает горный хрусталь, а твердостью равен камню.
Он бывает очень простой, но абсолютно безупречной формы, как, например, этот бассейн для рыбок.
На обманчиво простых посудных предметах может присутствовать рельефный декор исключительной изысканности.
Но без него тоже можно.
Если углубиться в созерцание и провести там некоторое (очень приятное) время, совершенно ясно, почему этот вроде бы простенький горшок с крышкой - национальное сокровище Кореи. «Китайские изделия ярко светятся, но если мы хотим иметь в доме тихую гармонию, то китайская керамика будет для этого слишком сильна и насыщенна. Тишина и покой корейской керамики несут в себе квинтэссенцию восточного духа. Ее тихая элегантность, простота формы и стиля наполнены глубоким и возвышенным духом дзэн-буддизма. Форма этих изделий мгновенно завоевывает сердце, цвет имеет уникальную прозрачную глубину, а их свободные резные украшения влияют на душу. Они просто источают спокойствие духа» («Рожденная в пламени», каталог выставки корейской керамики в Эрмитаже).
Но, разумеется, кроме простых форм, были и сложнофигурные. Вот кувшин в виде дракона-черепахи (на Дальнем Востоке это нормально, не пугайтесь), тело черепахи, голова дракона, сидит на цветке лотоса, национальное сокровище № 96. Если присмотреться, на панцире узор, неплохо имитирующий настоящий черепаховый панцирь, а в центре каждого шестигранника - иероглиф «государь». Ну или «король», кому как нравится.
А еше у него прекрасные грива, усы, клыки, язык, рога и бурые глазки.
Хотя моя любимая фигурная вещь - не чайник, а капельница (кто не знает, тот пусть знает: на Востоке нет чернил, есть тушь в красивых брусочках, ее готовят ex tempore: натирают о поверхность и на поверхность в красивой тушечнице, капают воду из красивой капельницы, размешивают - и вуаля, можно работать). Вещь эта невероятно хороша, во-первых, потому, что про любовь, а во-вторых, она очень функциональна. Видите изогнутую правую лапу мамы-обезьянки? Чрезвычайно удобно, говорят корейские искусствоведы, чтобы держать капельницу в руке.
Но самый сенокос, конечно, был, когда королевский павильон Янъичжон в 12 веке перекрыли селадоновой черепицей («История Корё»). И таки археологи полностью подтвердили исторические источники, найдя эту самую черепицу (длина 41 см, если кому интересно, место раскопок Садан-ри, Канчжин-гун, провинция Чолла-Намдо).
Впрочем, это еще не все, что придумали по селадоновой части без базару великие корейцы, вернее, корёсцы. Они изобрели уникальную инкрустацию сангам. Суть ее в следующем: до обжига на поверхности вещи делаются углубления по контуру будущего узора. Затем эти углубления заполняются охристой или белой глиной. Ну, а затем собственно обжиг. Что брак и без сангама составляет до 90 процентов, помним, да? Представьте, сколько его было с сангамом. Особенно если посмотреть, до какой виртуозной работы с инкрустацией цветными глинами корёсцы дошли.
Вот относительно (ключевое слово относительно) простая в работе форма.
Но можно и так. Бутыль 13 века с хризантемами и стихами Бо Цзюй-и.
Внимание, стихи. Про вино и разлуку. А Нефритовые врата - это не про то, что вы подумали, а про ворота в городе Чанъань (ныне Сиань). Хотя кто их знает, этих корёсцев.
Как трудно позабыть о вине, прощаясь столько раз у Нефритовых врат.
Сдерживаю слезы, запахивая полы одеяния, заслышав песню с шэном [губной органчик], подстегнул коня.
Деревья в дымке на склонах берегов Бо, а в Чжанлэпо - мирская суета.
В такое время если чарки нет, как быть тогда при расставании?
Ну или вот такой суперблеск техники. Ваза мёбэн, 12 век, расписана журавлями и облаками, национальное сокровище Кореи № 68.
Еще один мой любимец, подголовник 13 века. Две стороны с технологическими дырочками (чтобы не лопнул при обжиге), две с журавлями, две с пионами. Так и видится, как некий младой и весь прекрасный собою корёский аристократ отдыхает в знойный день в тени какой-нибудь местной развесистой клюквы с этим подголовником под, само собою, головой. А изображения пионов и журавлей в облаках навевают ему, согласно корёскому обыкновению, мечты о долголетии, богатстве и чести.
В Европе селадоны знали по крайней мере с 15 века. Самый старый из находящихся в Европе селадонов с 1420 г. принадлежал графам с легко произносимой фамилией Katzenelnbogen, сейчас он находится в Кассельском музее. Обычай называть селадоны селадонами пошел из Франции. Почему - никто не знает. Пытались приплести к этому делу пастушка Селадона из романа «Астрея», носившего ленты серо-зеленого цвета (прежде чем спросить, зачем пастуху в одежде ленты, вспомните, что это пасторальный пастух, там не только ленты, там еще и тонкость чуйств необыкновенная). Мало похожа на правду и другая версия, согласно которой селадон - это искаженное Саладин, которого однажды угораздило послать в дар своему тогдашнему начальнику Нураддину партию селадоновых предметов. В общем, дело темное. В Китае говорили тиньци, зеленая керамика. Арабы, через которые селадоны с 11 в. попадали в Европу, называли их «мартабани». Французы, как обычно, проигнорили всех и придумали свое. Термин прочно прижился в Европе и даже вернулся в Азию. Что много и хорошо говорит о степени влияния французов на культуру.
Что селадоны были не просто знамениты, но прямо-таки драгоценны, очень хорошо видно по тому, как их на Востоке чинили. Золотом, да.
Ну или так - чаша на ножке, 12 век.
Но, как мы помним, в какой-то момент селадоны не угодили сначала монголам, а потом противникам буддистов, а потому их высочайшая культура практически сошла на нет.
Зато незадолго до того китайцы наконец получили вполне зрелый фарфор. И хотя славы селадонов Корё фарфор Чосон не достиг, он все равно и хорош, и показателен для корейского пути фарфора.
(продолжение следует)