Я вообще-то больше Севр люблю, чем Мейсен, по чисто техническим причинам. Севр был заточен на шедевры, там девять вещей из десяти индивидуальны, а три из этих девяти неповторимы. Само собой, при таких исходных Севр всю дорогу был крайне убыточен. Впрочем, с фарфором в 18 веке было именно так. Мейсен едва ли не единственная фарфоровая мануфактура 18 века, которая приносила доход. И, надо отметить, доход колоссальный. Вся остальная Саксония, принадлежавшая Августу № 2 по кличке Сильный, давала этому самому Августу денег меньше, чем одно предприятие в Мейсене. Правда, этого добились не сразу, но добились же. А доходность предприятия чревата тем, что оное предприятие будет заточено не на шедевры, а на потребителя. Пусть богатого и со вкусом, но все же потребителя.
Однако это не значит, что среди продукции Мейсена не было шедевров, а также что я Мейсен не люблю и не ценю. Ну и, разумеется, совсем не значит, что история мейсенского фарфора не интересна. Совершенно напротив. Чего там только нет. Включая войну разведок, просто войну, мудрость старших товарищей и невыдержанность товарищей младых, а также тонкости парикмахерского искусства, стремление жениться и стремление не жениться, аферы европейского уровня и даже влияние размера окон на личную жизнь в главных ее аспектах - свободы и секса.
Но начнем все-таки с истории.
Как все знают, фарфор впервые изобрели китайцы. Впрочем, в последние десятилетия стали говорить, что китайцы не то чтобы изобрели фарфор, они скорее его получили. Волевым усилием фарфор изобретали европейцы, а китайцы работали-работали с керамикой сколько-то там тысяч лет, понемногу совершенствовали технологии, и как-то постепенно у них фарфор и получился.
А получился он потому, что в Китае есть такой уникальный минерал, как фарфоровый камень. От места к месту он, видимо, немного разнится, но суть одна: это кварц и полевой шпат, смешанные как раз в такой пропорции, чтобы было удобно их использовать в изготовлении фарфора.
Что до белой глины, она же знаменитый каолин, то он(а) был(а) сырьем для китайской керамики за тысячи лет до н.э. Сначала говорили за две тысячи до, потом стали говорить за три тысячи до, а сколько говорят сейчас, я даже не стану повторять, потому что китайцы великие мастера, но то, что они говорят по поводу своей истории, надо всегда делить на 14 и более. Примерно как информацию от СМИ. Китайцы, по их уверениям, и произошли-то непосредственно от синантропов, минуя всяких вульгарных кроманьонцев, а потом изобрели все на свете, включая водку и баб. Так что не будем удивляться заявлениям, что за миллион лет задолго до нашей эры они уже делали, делали фарфор. Нет, не так. Керамика в Китае от синантропов всю дорогу была из белой глины, а потому, конечно, отличная. Но фарфор появился, когда начали правильно смешивать каолин с тем самым фарфоровым камнем.
Глубокая экзистенциальная суть фарфора в том, что в нем, кроме глины, есть кварц. Если глина запекается, она запекается пористо. Что для кирпича просто отлично, а вот для посуды значительно хуже. Если запекается очень хорошо отмученная (отмытая, отобранная и выдержанная) измельченная глина, она запекается мелкопористо.
А теперь представьте, что при изготовлении фарфора запекается не только глина, но и кварц.
Но чтобы запечь кварц, его надо сначала расплавить. Задачка не из простых, потому что плавится кварц при температуре от 1713 до 1728 градусов Цельсия. А вы, на минуточку, китаец того времени, когда в Китае была монгольская династия Юань, а у нас, соответственно, монгольское иго.
Но поскольку китайцы, как мы знаем, великие, великие мастера, они сообразили добавить к кварцу т.н. присадки, они же плавни, т.е. вещества, снижающие температуру плавления кварца. И главная присадка здесь - полевой шпат, который, будучи добавлен в правильном соотношении с кварцем, снижает температуру плавления последнего с более чем 1700 до всего-то 1350. Что уже как-то технически осуществимо.
И вот тут следует вспомнить о волшебном фарфоровом камне, который содержит в себе кварц и полевой шпат в той самой пропорции, которая для снижения плавления кварца и необходима.
Европейцы, столкнувшись с проблемой, пытались в качестве плавня использовать алебастр. Это работает, но черепок получается желтоватый, так что теряется одна из главных особенностей фарфора - его знаменитая и упоительная белизна. Но об алебастре как о присадке у нас еще будет дальше разговор.
А китайцам алебастр был нафиг не нужен - у них более-менее случайно в керамическую массу попал фарфоровый камень. Так родился фарфор.
В общем, китайцы взяли, как обычно, тем, что у них редкие природные ископаемые, очень древняя цивилизация и страшное количество очень трудолюбивого народа. Таков китайский путь фарфора.
(продолжение следует)