Санкт-Петербургский центр культурного наследия им. Б.Б.Пиотровского (3)

Oct 09, 2023 21:05


Что до собственно музея центра, то он небольшой (бывшая коммунальная квартира, она же бывшие кабинеты ВООПИКа), и там разные ммм осколки художественного наследия Петербурга, спасенные частенько от петербуржцев. Правда, петербуржцами же.

Много там интересного. Межкомнатные двери, подобранные едва ли не у мусорного бака, деревянные фрагменты отделки красивейшей в нашем городе колокольни (ее как раз реставрируют, а они уже в таком состоянии со времен Екатерины II, что на колокольню не вернешь, приходится дублировать) и прочие оград узоры чугунные (например, от решетки сада Зимнего дворца). Два самых крупных комплекса связаны с двумя самыми громкими историями насчет того, что происходит в Петербурге с культурным наследием. Если кто знает про ворота на авито и Мефистофеля, пропускайте, ничего особенно нового тут не сказать.

Первая касается Собственной дачи Александра Николаевича, будущего II, которая сейчас в печальном виде. Ах, какие там были интерьеры. Можете погуглить и посмотреть акварели 19 века. Что интересно, после революции даче первое время везло, на ней продолжали отдыхать верхи Смольного. Сад со скульптурами, правда, почистили от скульптур. А было красиво.





Одна из этих скульптур, флейтист, стоит в музее. Состояние оценивайте сами. Впрочем, хоть что-то.





Когда началась война, все вещи из интерьеров Собственной дачи, согласно воспоминаниям очевидцев, вывезли. Куда - неизвестно. После войны интерьеры, пришедшие в негодность, не восстанавливали. Сейчас здание уже давно стоит пустое, обнесено забором, но на этом все и заканчивается. Разрушается даже лестница, которая ведет вниз к дороге. Знают о ней мало, посещают еще меньше. Но когда 30 марта 2016 года на Авито появилось объявление о продаже ворот чугунных с элементами позолоты, в которых сотрудники ВООПИК опознали ворота Собственной дачи, это все же было слегка внезапно.



«Створки с остатками позолоты, примерно XIX век, найдены в заповеднике «Петродворец». Высота 152 см, ширина 84 см. Состояние на фото».

В КГИОПе порылись в документах, нашли данные по воротам («Ажурные кованые ворота с бронзовыми украшениями работы мастера Федора Шарбау были установлены в 1860-х годов на южной границе партера Собственной дачи; роль ограды выполнял шпалерник из боярышника. Последняя фотография, на которой ворота еще находятся на историческом месте, датируется 1920 годом. Предположительно, ворота могли исчезнуть в период с 1920-х по конец 1940-х годов. В архиве КГИОП обнаружен документ 1947 г. о необходимости принять меры в связи с сигналом о хищениях предметов декоративно-прикладного искусства из Собственной дачи»), вполне логично обратились в полицию и попросили провести проверку.

Полиция младого владельца нашла, он сказал, что нашел ворота на даче у бабушки. Вполне может быть и так. Далее ему уже не полиция, а люди из КГИОП объяснили, что это за ворота и какова их ценность. Владелец внял. И увеличил стоимость вдвое. В результате длительных переговоров, правда, закончилось все весьма хорошо: владелец (пусть и Меньшиков по фамилии) бесплатно передал ворота государству, ему вручили воооот такую грамоту, супруге (по желанию мужа) воооот такой букет цветов, и вот теперь ворота здесь.



Поставлены очень хорошо, и разбитый флейтист тоже очень кстати.



Сохранность позволяет в случае чего восстановить и установить. Только вот жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе, как говаривал в таких случаях Некрасов.



И тем не менее финал, пусть и открытый, все же не трагичен. С культурным наследием Петербурга так случается не всегда.

прекрасное против хандры, пригороды

Previous post Next post
Up