Обещанная детектива № 1, или Датский след по зеленому

Dec 13, 2020 19:06







Зеленую глазурь в Севре любили еще тогда, когда он был Венсенном. Фон получался глубокий и очень ровный (для фарфоровых красок это страшно важно), тон можно было изменять в зависимости от температуры обжига. Начали на мануфактуре работать с зеленым еще в 1740-е, несколько вещей датированы 1753 г., а в 1756 г., когда Севр уже был Севром, был наконец создан первый т.н. Зеленый сервиз.

К этому времени севрские волшебники формы, Дюплесси в первых рядах, создали практически все образцовые модели столовой посуды, которые повторяли с некоторыми вариациями до самого ампира не только на Севре, но на всех европейских производствах. По части формы и вкуса Севр однозначно перегнал Мейсен и стал впереди Европы всей.



То же относится и к изображениям цветов-плодов, для которых на мануфактуре существовали узкие, но блестящие специалисты. «Букеты и гирлянды из цветов и веток с плодами поражают своим разнообразием, тонким знанием природы, виртуозностью исполнения и располагаются по поверхности сосудов с необычайной легкостью и динамичностью».



А как упоительно разнообразны золоченые обрамления медальонов.



Соответствие букета медальону, а медальонов форме, с учетом рокайльной кромки, просто офигительное.



Три совсем не то, что два.



Но можно и четыре, тоже не проблема!



А можно еще вот так.



Или так.



Это вообще мой любимый вариант.



Что до чудес формы, то вот этот замечательный по отделке компотьер (предмет для компота, под которым подразумевали в то время сладости вообще - засахаренные фрукты, например) был создан на основе раковины Св.Иакова (гугл в помощь, но вообще-то все эту форму знают, однако  компотьер почему-то придумал лишь Севр).



Формы сервизной посуды, конечно, были отработаны, но нам сейчас не всегда понятны. Вот, например, этот предмет 19 см в высоту - т.н. бутылочная передача. В нее помещали лед и бутылку, ставили на стол, а далее, когда понадобится, охлажденный напиток к вашим услугам. Были также передачи поменьше - полубутылочная и ликерная, а также рюмочная с фестончатым краем.



А вот это интересно. В каталогах такие вещи именуются «потакрем», типа чашечка для крема. Но на деле это посуда для горячего бульона, который мог быть похож на наш, а мог быть довольно густым. Крышечку, сохранявшую тепло, снимали и пили горячее. Что очень важно в тогдашних не слишком натопленных покоях (если не летом и не у камина, в комнатах было градусов 13, отсюда все эти шали, чепчики, платья с длинным рукавом, бульон на завтрак в постель и прочие нам сейчас не вполне понятные вещи). К середине 19 в., когда составлялись каталоги, назначение предмета было уже неясно, и его перекрестили в посуду для крема. Видимо, с отоплением стало в Европе лучше. Или суровые революционеры вывели из моды бульон.



Чашечка для мороженого.



Для росписей Севра, кроме изысканных цветов и плодов, были характерны также изысканные птицы.





И все это великолепие Севр создал и собрал в 1756 г. в первый, грандиозный «как по количеству компонентов, так и по роскоши декора», сервиз. Который Людовик XV не стал использовать для собственного стола (мы помним про малопригодность севрского фарфора в бытовом смысле, да?), а преподнес в качестве дипломатического дара королю Дании и Норвегии Фредерику V. В 1758 г. сервиз был прислан в Данию и вызвал восторг короля Фредерика (подтвержденный документально).

Между тем в 1841 г. в бытность царем Николая I в любимой им Гатчине впервые в России упоминается Зеленый сервиз Севрской мануфактуры. К сожалению, в войну описи Гатчинского дворца за 18-первую половину 19 вв. были утрачены, и никакой надежды на то, что они найдутся, в общем нет. Так что мы не знаем, как и когда сервиз попал в Гатчину. Сервизом пользовались, причем по-умному: тарелок в составе сервиза не было, «употреблялись глубокие и мелкие тарелки Императорского фарфорового завода в Петербурге и десертные - Берлинской мануфактуры». Т.е. ножи и вилки мягкого севрского фарфора не касались, а твердый фарфор ИФЗ и Берлина поцарапать еще надо умудриться.

Тем не менее Александр III (и так любимый мною, а за сервиз теперь еще больше), с молодости собиратель фарфора и очень неплохой его знаток, углядел в Гатчине и сохранил для народа не только замечательный мейсенский Охотничий сервиз Григория Орлова, но и Зеленый севрский. С 1887 г. по 1890 гг. в два приема Зеленый сервиз был передан в Придворный музей Зимнего дворца. Больше его не использовали, а в 1910 г. он поступил во вновь созданную Галерею фарфора Государственного Эрмитажа. Передано было 84 предмета, сохранилось до нашего времени 80. Четыре наиболее значительные вещи, миски-террины ( кстати, формы их были созданы специально для Зеленого сервиза, а роспись изображала детские фигурки по мотивам Буше), две овальные с крышками и одна круглая с крышкой и подносом, были проданы за границу в 1933 г. (чтоб тем, кто это сделал, гореть в аду).  Одна из овальных мисок сейчас в Метрополитен-музее.

После революции в Эрмитаж из коллекции Долгорукова пришли три круглые миски (см. выше последние три предмета с птичками), а также одна десертная тарелка 1756 г., которые очень похожи на Зеленый сервиз. Впрочем, в период с 1756 по 1758 гг. было изготовлено несколько сервизов с зеленым фоном, вещи Долгорукова могли быть из любого.

А теперь внимание, детектив. Как мог попасть севрский Зеленый сервиз в Россию? В архивных документах мануфактуры его нет «ни среди подарков Франции Русскому двору, ни среди заказов Русского двора или аристократии». Зато в Дании «не осталось следов и памяти о его [сервиза] существовании вплоть до находки Эриксеном документа, подтверждающего это событие». То бишь до 1968 г.

Неслабо.

Поскольку в Дании сервиза 1756 г. изготовления нет, а в России он, напротив, есть, вполне логично сейчас считается, что это один и тот же сервиз. Правда, по-прежнему совершенно непонятно, как он из Дании в Гатчину переместился. Среди дипломатических подарков он тоже не числится. Конечно, МФ, которая Дагмар, могла прихватить его на память в косметичке, но вот беда - в 1841 г. сервиз в России уже был, а Дагмар на свете еще не было. Это обычно называется алиби. И вообще украсть что-то настолько большое и хрупкое весьма сложно.

Остается предполагать, что в какой-то момент датские короли сервиз втихую продали. Скорее всего, именно из-за бытовой малопригодности, когда ножи-вилки стали немилосердно портить мягкую глазурь.  А может быть, продали именно ту часть, которая хорошо сохранилась. В общем, экономика должна быть экономной. Все это очень хорошо укладывается в то, что тарелок Зеленого сервиза в Гатчине, как мы помним, не было. Хотя окончательно вопрос не прояснен, и детективная загадка до сих пор не решена.

(продолжение следует)

фарфор, Эрмитаж

Previous post Next post
Up