Право - это... Что же такое - это право? В двух частях этого длинного поста я рассуждаю о праве и правах, установлениях и законах по печальному итогу своих экзаменов в МГУ. Прикидываю «древние одежды» на современность, перекраиваю вместе со своим старым платьем, ищу гениальные или хотя бы просто решения. Так и не научилась писать короткие посты - всё это может читаться лишь целокупно.
Чтобы мои мысли были понятны, и в тексте не было найдено того, что я не имела ввиду.
я - Анна Вячеславовна Колесникова, дома в р-не Отрадное, Москва, 20 января 2012
По Истории Государства и Права Зарубежных Стран (ИГПЗС) мне попалось регулирование имущественных отношений в «Законах Хаммураппи», «Незавершенный» характер абсолютной монархии в Англии, церковная реформа короля Генриха VIII и реформы Карла Мартелла.
Я не знала. Мне не стыдно. Я не умею учить. Моё первое образование - математическое - совершенно настроило не на запоминание объёмов информации, а на рассуждение. Дальнейшая жизнь и вовсе заточила на анализ. А с развитием интернета, когда нет надобности помнить эти самые объёмы информации, я совсем как-то перестала заботиться о запоминании дат, имён и т.д. К сожалению могу только проконстатировать факт, что видимо весь объём моей человеческой "оперативной" и "жесткой" памяти занят большим аналитическим аппаратом, и всё меньше места остаётся под запоминание фактуры. Хранится лишь самое необходимое. Выражаясь языком программистов - мощное и тяжеловесное программное обеспечение, которое жрёт много памяти и энергии. Всё прошу у Боженьки, чтобы добавил эдак N-дцать террабайт - на запоминание, хранение анализируемой информации. Но пока имею то, что имею - если добавляет, то некий внешний носитель информации. Человека, например. Но он же за меня сессию не пойдёт сдавать...
Но к экзаменам худо-бедно я готовилась. И разумеется, мозги при этом работали. В абсолютно чистой голове. Про Карла Мартелла ничего не скажу - мне в период подготовки было интересно два других пунктика: древний Китай и Византия. Впрочем, Византию я уже в своё время штудировала - года два назад. В частности, по Софийскому собору писала в своём старом блоге:
СВЯТАЯ СОФИЯ - Софийский собор в Константинополе. Теперь же во время лекций я обнаружила то, чего не знала - момент, откуда началось падение Византии. Когда ею был срублен сук, на котором она сидела. Хотя, всё это условно. Но мне кажется, что это был один из ключевых моментов. Начну издалёка-далека.
Итак, ДРЕВНИЙ КИТАЙ.
Философия Конфуция строилась на идее гармонии и порядка. Традиции закрепляли нормы идеального поведения человека, основанного на соблюдении меры во всём, что должно побуждать человека к уступкам, компромиссам. Словом, "ребята, давайте жить дружно". Казалось бы, похвально. Но при этом конфуцианцы относились к законодательной форме как к чему-то само собой разумеющемуся, для человека естественному - образцу правильного поведения, а потому не требующему ни строгого соблюдения, ни обязательной судебной защиты. И как тут прикладывается идея «сяо» - идея сыновней любви, почитания старших, а также вышестоящих на иерархической лестнице, если где-то выше человека на иерархической лестнице оказался, скажем, нечистый на руку и совесть человек? А судебной защиты-то нет, и в суд не подашь, когда он, пользуясь служебным положением, будет действовать в своих корыстных интересах.
Само основополагание конфуцианства уже неверно. Насколько я понимаю, Конфуций не учитывал, что в мире есть добро и зло, а также, что есть люди, действующие во имя добра, и люди, пребывающие во лжи. Последние-то как раз всеми правдами и неправдами лезут наверх этой иерархической, социальной лестницы. Поправьте меня, если я неправа.
Конфуцианство очень гармоничная философия. Вот только пунктик не учли. Из-за которого на смену ему пришел полностью противоположный конфуцианству легизм.
Легизм опирался на жесточайшие наказания. Малейшее неповиновение правителю - неотвратимое наказание. Интересно, что легисты отказывались признавать связь между тяжестью содеянного преступления и мерой наказания. Кажется, что это дикая несправедливость: солгал государю по мелочи, а тебе ногу отсекают или в сортире мочат (образно говоря).
Но посмотрите: понятие преступления ставилось в соответствие не с самим преступлением, а с проявлением преступной воли человека. Правонарушитель - «низкий человек», и его пагубная воля могла разрушить или весь мир, или порядок, гармонию в той социальной группе, к которой он принадлежал. Капельку приврал - так - по привычке, и тот, кому солгали (ни дай Бог правителю), принял пагубное для империи решение. Тем более, что такой мелкий лгун знает (отдаёт себе отчёт), кому врёт. Одно дело соврать крестьянину, и он скотину не ту прирежет. Другое - правителю, - там одной скотиной дело не обойдётся - может выкосить преданных ему. Правитель приложил эту "маленькую" ложь к своей информации, пропустил это месиво через свой аналитический аппарат, и подписал указ, который потом расхлёбывать будет не одно поколение китайцев. Вроде лгун не убил никого - только приврал "немножко". Но каков результат!
Мне думается, что легисты тоже были правы. Только и у них пунктик был - они совершенно отвергали конфуцианство с его нравственным принципом. Поэтому не устоял и легизм.
И на смену конфуцианству, а потом и легизму пришло неоконфуцианство, где уживались мораль и право. По идее они должны были совпадать: мораль задавала стереотип поведения, право запрещало от него уклоняться. Строгость наказаний за преступления имели место быть. При этом нормы морали - «ли» - приобрели обязательный характер. Напомню, что в основе - почитание родителей, старших, преклонение перед знатностью, преданность государю. Всё бы хорошо, если бы в обществе правильным или равномерным образом было бы подушно распределено добро и зло. Однако, и честных и бесчестных людей можно встретить в каждом сословии, в каждой семье, начиная от первых детей Адама и Евы.
Отмена телесных наказаний и замена их символическими оказалась утопической. Что с того, что покрасят тушью колено, как закрепляло неоконфуцианство? - человек, который посредством преступления сжег совесть, не будет стыдиться и раскрашенного колена: стыдиться уже нечем - это ж функция совести.
Интересно, что в древнем Китае была введена ответственность чиновников (в том числе, вышестоящих и нижестоящих), знавших о преступлении коллеги, но не донесших на него. В чистом виде это просто отличный законодательный инструмент для борьбы с коррупцией. Только в природе в настоящее время это не встречается. В поврежденном виде эту идею мы наблюдали, например, во времена сталинизма - лжедоносы. Видимо, тоже какой-то пунктик не учли.
Тот самый пунктик, при котором может быть реализована теория Небесного мандата. В древнем Китае в соответствие с теорией Небесного мандата правитель наделен некоей связью с Небом, через что и черпает свои силы и знания для мудрого управления вверенной империей. Небо - это некая система добродетелей которая управляет миром. Мандат этот позволяет императору своим поведением влиять на всё живое и выдаётся он для того, чтобы как минимум не разрушить то, что создано. Соответственно, если император за рамки Неба выходит, то Небу недосуг такого долго терпеть, и Небо для начала гневается. Гневом Неба, как правило, являются катаклизмы - засухи и всё такое. Если это всё не вразумляет правителя, то Небесный мандат отбирается и отдаётся кому-то другому. Поэтому Китай знает революции - насильственную смену власти.
В явной или скрытой форме по сей день во всех странах правителя собственный народ чисто психологически награждает подобным Небесным мандатом. Видимо, эта тяга в генах сидит. Причем даже не в соответствии с китайской теорией - корни лежат где-то в начале начал существования человеческой цивилизации. А Китай просто озвучил это заложенное в человека свойство как Небесный мандат. У нас это называется вера в доброго царя-батюшку. Неистребимое желание, чтобы был таковой всегда ищет его, наделяет имеющегося правителя существующими и несуществующими Небесными чертами характера. Да и сам правитель встречным движением старается соответствовать народным чаяниям. И как правило, более выглядит идеальным государем, чем таковым является - от "хотеть" до "мочь" как от земли до Неба.
Видимо, китайцам так и не удалось соединить всё - теорию идеального правителя с Небесным мандатом, конфуцианство, и легизм. Хоть неоконфуцианство существует и по сей день, но оно похоже не нашло такого правителя, который бы с мандатом обращался бережно. Именно идеальный правитель имеет полное право наказывать за малейшие преступления, неповиновения и ложь. Ибо идеальный должен понимать, от какого взмаха его брови что может зависеть и какая ложь какой ущерб наносит. Будучи ответственным сам (а ответственность - одна из небесных добродетелей), такой правитель если и оступится, то вернётся в рамки небесные. Дождь, наводнение и т.д. легко укажут ему на ошибку. Китайские рамки небесные - своего рода аналог христианского Царствия Небесного со своими рамками (о рамках - заповедях - см. Евангелие).
Если дождь, наводнение и прочие катаклизмы не спасают, то, как говорится, Небо дал - Небо взял. Ничего личного.
Нда. Так я на двойку сдала экзамен по истории государства и права зарубежных стран.
ВИЗАНТИЯ.
Уже достаточно давно вопрос о том, почему пал Константинополь, для меня разрешен - Византия перестала существовать потому, что полностью духовно разложилась. Но вопросов правового характера я тогда не касалась.
В Византии в середине 8 века императоры-иконоборцы Лев 3 и Константин 5 проводили реформу, в результате которой родилась Эклога - переработанный Свод законов Юстиниана. Правовая система Византии логично стала не просто наследницей Римского права - она стала христианской.
Далее читай в части 2:
http://anna-v-koala.livejournal.com/17100.html Колесникова Анна Вячеславовна, Москва
anna-koala@mail.ru ; anna.v.koala@gmail.com
Тел.917-550-47-44 (московская симка); 919-798-89-60 (волгоградадская симка);
я - Анна Вячеславовна Колесникова со своей дочкой Ольгой Денисовной Колесниковой,
после праздничного концерта в 263 (950) московской школе 6 марта 2015
Моё резюме в блоге:
http://anna-v-koala.livejournal.com/215621.htmlМой блог в ЖЖ
http://anna-v-koala.livejournal.com/(этот блог)
Мой блог на mail.ru:
http://my.mail.ru/community/blog_anna-koala/journalМой блог на ya.ru:
http://anna-v-koala.ya.ru/Моё журналистское портфолио
http://freelance.ru/users/Kolesnikova-Anna/Моя страница на сайте ПРОЗА.ру
http://www.proza.ru/avtor/annakoala/Моя страница на сайте СТИХИ.ру
http://www.stihi.ru/avtor/annakoala/Моя страница на Профессионалах.ру
http://professionali.ru/~108712/Моя страница на сайте Вконтакте.ру
http://vkontakte.ru/kolesnikova.annaМоя страница на Facebook.com
http://www.facebook.com/Anna.V.Kolesnikova/Моя страница на Youtube.com
http://www.youtube.com/user/KolesnikovaAnna/videos