Этот пост я написала в своём ныне замороженном блоге 18 марта 2013 06:35
http://blogs.mail.ru/mail/anna-koala/2506F1D5CB70CFB9.htmlЯ - Анна Колесникова - автор и хозяйка блога
http://blogs.mail.ru/mail/anna-koala/ сейчас не могу добиться от mail.ru ,
чтобы они перенесли мой блог в МойМир, где они обещали разместить все 2,5 тыс. с лишним постов моего блога.
А пока я продолжаю в ручном режиме почти без сна переносить свои тексты в два других блога:
http://anna-v-koala.livejournal.com/77456.htmlhttp://anna-v-koala.ya.ru/replies.xml?item_no=400т.к. мой там блог с 3 марта mail.ru собирается заблокировать, закрывая проект "Блоги", т.е. захватывает сильные блоги, в т.ч. и мой.
От религиозного мыслителя Владимира Соловьева:
ТРИ ПРАВИЛА для «фараджевых»: ТИХО,ШЕПОТОМ И ПРО СЕБЯ. Часть1.
Возможно, свои посты о религиозном творчестве и личности философа Владимира Соловьева, я объединю потом в единый цикл. Он будет посвящен восстановлению правды о гении философа. Это большой труд, и я не собираюсь ни с кем делиться своими авторскими правами. Также я не продаю подобные свои труды ни в каком виде. Но лучше бы не родиться тому человеку, кто посмеет посягнуть на этот труд. Мои тексты о Премудрости и обо всём, что с ней связано, религиозные тексты, да и практически большинство текстов пронизаны Премудростью. Они дорогого стоят - многих тел тяжкого духовного труда, сопряженного не только с чтением книг, но и сопротивлению злу силой, с непрогибаемостью и непримиримостью ко лжи, а также с постоянными препятствиями (это мягко сказано) на каждом шагу.. Познавшему тяжесть такого непрестанного труда в кошмарном сне не прикоснется прикоснуться, потому что знает, что за это может быть от мироздания (от Бога). В частности, из мелких «палок в колёса» мне на днях отрубили возможность искать по контекстному поиску слова в текстах - будь то на интернет-страницах или в текстовом редакторе (а ищу я исключительно чтобы дать в качестве цитаты со ссылкой на автора), то, соответственно, «копытцем» «золотая антилопа» много высекать не будет - скорость падает, как вы понимаете. Мне не трудно искать в книге - просто это намного дольше. Впрочем, что для одних «золото», то для других «кость в горле». Словом, как всегда. Как говорил Джек Воробей: «Поднимите руки, кто из вас меня спасал только потому, что просто соскучился?»
Нда.
Я очень надеюсь, что вместо «ярлыков», которые любят на меня вешать, мне будут задавать вопросы в случае, если что-то непонятно.
Итак, начав набивать цитаты, я поняла, что критически разбирать критику, а точнее анализ личности В.Соловьева нужно чуть ли ни построчно - столько «косяков». Поэтому я приведу тут малую часть
Если помните, то в одном из предыдущих своих постов я упомянула одного из авторов, который пробовал анализировать творчество философа Владимира Соловьёва - доктора философских наук К.В.Фараджева.
12-03-2013 Врачующие и врачуемые. Не семантизируйте истину
http://blogs.mail.ru/mail/anna-koala/79D85DC84553A17.html Следует заметить, что анализу таких глубоких духовных «колодцев» как Владимир Соловьев не следует опрометчиво и нахрапом подходить. Иначе рискуешь налететь на собственную «мину». И уж тем более духовные «колодцы» не следует мерить мерками духовной «лужи», у которой по определению нет мерила.
Ниже я процитирую фрагмент из книги «Владимир Соловьёв: мифология образа» - г-на Фараджева. Собственно, книгой это назвать нельзя - слишком достойное название для поверхностной работы, каковой является анализ личности философа Соловьёва. Как можно заметить, этот анализ сделан с претензией на психологическое исследование «глубин» личности. Возможно, Фараджев и имеет соответствующее образование. Но никакое образование не скроет отсутствие необходимой глубины для такого гения, как философ Владимир Соловьев.
И я - маленький человек без психологического, медицинского, философского, религиозного образования - сейчас укажу на ряд, будем говорить, ошибок доктора философских наук, взявшегося судить о Философе с большой буквы. И кстати, не считаю это дерзостью - никакие человеческие авторитеты не могут мне заслонить бесконечное Небо Истины, в которое в своё время также взмывал Соловьев с таким же пренебрежением относился к любым авторитетным мнениям, не соответствующим истине (как и после него Павел Флоренский). Дерзостью в этой жизни может быть только претензии к Богу, каковые в своё время сформулировал праведный Иов.
Мне приходится набивать фрагмент из написанного Фараджевым - ведь чтобы скачать это в интернете, он хочет денег, свято блюдя свои авторские права. И если можно понять труд Виктории Кравченко о Владимире Соловьеве и её обоснованное желание получать за свои труды деньги, то г-н Фараджев на мой взгляд должен возместить Соловьеву колоссальный ущерб от своих оценок, граничащих с клеветой, нивелирующей личность философа Соловьева как одного из величайших религиозных мыслителей. Этот ущерб выражается в том, что ряд читателей работы повелись на его «психологические» оценки, так и не взяв первоисточник - самого философа Владимира Соловьева - в руки. Авторитет в науке - это большая ответственность, и не все понимают, видимо, что каждое его слово может стать препятствием на пути тех, кто ищет Истину. Наверняка склонные к тому, чтобы положиться на авторитетное мнение, прошли мимо книг Владимира Соловьева, на страницах которых то, что они искали всю жизнь. Только вот как Фараджев сможет возместить этот ущерб тому, кого уже нет на этом свете?
Из главы второй под названием «Творчество и переживание одиночества В.Соловьевым» из работы г-на Фараджева «Владимир Соловьёв: мифология образа».
Цитата:
«Не случайно требование не поддаваться унынию и гнету тягостной реальности - одно из наиболее настойчивых в творчестве В.Соловьева. В «Трёх разговорах» он устами вымышленного персонажа старца Варсонофия не устает повторять, что «Гpex oдин тoлькo и ecть cмepтный - yныниe, пoтoмy чтo из нero poждaeтcя oтчaяниe, a oтчaяниe - этo yжe, coбcтвeннo, и нe rpex, a caмa cмepть дyxoвнaя“. На следующей странице старец повторяет снова: „Hy a eщe тaм кaкиe зa тoбoй бeззaкoния? Bopoвaть, чaй, нe cтaнeшь? A eжeли и yкpaл - нeвeликa бeдa: нынe вce вopyют. Taк, знaчит, ты oб тaкиx пycтякax и нe дyмaй, a бepeгиcь тoлькo oднoгo - yныния“. Далее старец рассказывает о двух согрешивших отшельниках и делает из этой истории тот же вывод: «Boт, знaчит, и пpaвдy я roвopю, - пpибaвлял Bapcoнoфий, - вce гpexи нe бeдa, кpoмe oднoгo тoлькo - yныния: пpoчиe-тo вce бeззaкoния oни coвepшaли oбa вмecтe, a пoгиб-тo oдин, кoтopый yнывaл».»
Конец цитаты.
Думаю, что не найдётся такой христианин, который, взвесив грех уныния на одних весах и на других взвесит, скажем, грех гордыни илли убийства, то оценит уныние как более тяжкий уныние. Или взесив грех уныния на одной чаше и грех лжевсидетельства на другой, решит, что уныние хуже. Как известно, гордыня является корнем произрастания всех остальных грехов, а лжесвидетельством можно и убить человека чужими руками - человека, поверившего лжесвидетеьству.
Надо заметить, что самая тяжелая форма лжесвидетельства подробно описывается „откровениями“ лжестарца Варсонофия в „Трех разговорах“ Владимира Соловьева. Сам рассказ „старца“ представляет собой тонкую сатиру Владимира Соловьева в отношении тенденций разложения Русской Православной Церкви. И если г-н Фараджев принял за чистую монету лжестарческий маразм, то в чем же виноват Владимир Словьев? - он писал для столь же проницательных умов, каким обладал сам, и не предпоагал, что в будущем какой-то доктор наук полностью извратит его воззрения на ключевые вопросы религии.
Если найдётся последователь такого лжестарца, которого сатирически (!!!) описал Владимир Соловьёв, то его должны затоптать.
Кто не знаком с понятием „лжестарец“ или по-другому это называют „младостарец“, тем скажу, что это явление имелось в церкви во все времена.
Вот тут я много писала о старцах и лжестарцах:
http://blogs.mail.ru/mail/anna-koala/tag/%ee%20%f1%f2%e0%f0%f7%e5%f1%f2%e2%e5Или открыть все метки блога и найти метки „о старчестве“ или „о духовниках“.
Завоевав себе маломальский авторитет у маломальской паствы (а бывают и большие и более утонченные подобные „авторитеты“), лжестарцы в угоду собственным интересам извращали всё и вся - Писание, патерики, святоотеческое Предание. И в ироничном описании „старец“ Варсонофий, отмахиваясь от глубоких вопросов своих чад, отбрыкивается от них доводами об унынии, выдумыва их из своей нездоровой головы. И если прочесть не плоскостные оценки какого-то Фараджева, а первоисточник - самого Владимира Соловьева, - то тонкую иронию и сарказм по поводу „откровений“ лжестарца легко сможет увидеть чистый ум - без примеси самоутверждения.
Ниже фрагмент из Вл.Соловьева - из „Трёх разговоров“, который так извращенчески прочёл г-н Фараджев. И читать её нужно в контексте всей книги Словьева, а не выдернув из текста рваными кусками. До какой степени извращения можно тогда дойти, если выдергивать и передёргивать! - ведь и слово „убийство“, выдернутое из контекста, в котором это слово произнесено, может дать простор мысли нечистоплотных фарадж-умов.
Итак, цитата философа Владимира Соловьева из потрясающе глубокого его умозрения „Три разговора“, написанного в форме дискуссии нескольких человек (не надо было скромничать Словьёву - под господином Z без сомнения он):
«Г [ - н ] Z. Я вcпoмнил oб oднoм пeчaльнoм пpoиcшecтвии, o кoтopoм мeня нa дняx извecтили.
Д a м a. Чтo тaкoe?
Г [ - н ] Z. Moй дpyг N внeзaпнo yмep.
Г е н е р а л. Этo извecтный poмaниcт?
Г [ - н ] Z. Oн caмый.
П o л и т и к. Дa, oб eгo cмepти в гaзeтax пиcaли кaк-тo глyxo.
Г [ - н ] Z. To-то и ecть, чтo глyxo.
Д a м a. Ho пoчeмy жe вы имeннo в этy минyтy вcпoмнили? Paзвe oн yмep oт чьeй-нибyдь нeвeжливocти?
Г [ - н ] Z. Haoбopoт, oт cвoeй coбcтвeннoй чpeзмepнoй вeжливocти и бoлыue ни oт чero.
Г е н е р а л. Boт и пo этoмy пyнктy eдинoмыcлия y нac, кaк виднo, нe оказывается.
Д a м a. Paccкaжитe, ecли мoжнo.
Г [ - н ] Z. Дa, тyт cкpывaть нeчeгo. Moй дpyг, дyмaвший тaкжe, чтo вeжливocть ecть xoтя и нe eдинcтвeннaя дoбpoдeтeль, нo вo вcякoм cлyчae пepвaя нeoбxoдимaя cтyпeнь oбщecтвeннoй нpaвcтвeннocти, cчитaл cвoeю oбязaннocтью cтpoжaйшим oбpaзoм иcпoлнять вce ee тpeбoвaния. A cюдa oн oтнocил, мeждy пpoчим, cлeдyющee: читaть вce пoлyчaeмыe им пиcьмa, xoтя бы oт нeзнaкoмыx, a тaкжe вce книrи и бpoшюpы, пpиcылaeмыe eмy c тpeбoвaниeм peцeнзий; нa кaждoe пиcьмo oтвeчaть и вce тpeбyeмыe peцeнзии пиcaть; cтapaтeльнo вooбщe иcпoлнять вce oбpaщeнныe к нeмy пpocьбы и xoдaтaйcтвa, вcлeдcтвиe чeгo oн был вecь дeнь в xлoпoтax пo чyжим дeлaм, a нa cвoи coбcтвeнныe ocтaвлял тoлькo нoчи; дaлee - пpинимaть вce пpиглaшeния, a тaкжe вcex пoceтитeлeй, зacтaвшиx ero дoмa. Пoкa мoй дpyr был мoлoд и мoг лeгкo пepeнocить кpeпкиe нaпитки, кaтopжнaя жизнь, кoтopyю oн ceбe coздaл вcлeдcтвиe cвoeй вeжливocти, xoтя и yдpyчaлa eгo, нo нe пepexoдилa в тpaгeдию: винo вeceлилo ero cepдцe и cпacaлo oт oтчaяния. Ужe гoтoвый взятьcя зa вepeвкy, oн бpaлcя зa бyтылкy и, пoтянyвши из нee, бoдpee тянyл и cвoю цeпь, Ho здopoвья oн был cлaбoro и в 45 лeт дoлжeн был oткaзaтьcя oт кpeпкиx напитков. B тpeзвoм cocтoянии ero кaтopra пoкaзaлacь eмy aдoм, и вoт тeпepь мeня извeщaют, чтo oн пoкoнчил c coбoю.
Д a м a. Kaк! Из-зa oднoй тoлькo вeжливocти?! Дa oн был пpocтo cyмacшeдший.
Г [ - н ] Z. Hecoмнeннo, чтo oн пoтepял дyшeвнoe paвнoвecиe, нo дyмaю, чтo cлoвo «пpocтo» тyт мeнee вceгo пoдxoдит.
Г e н e p a л. Дa, и я тaкиe cлyчaи cyмacшecтвия видaл, чтo eжeли иx xopoшeнькo paзoбpaть, тo caм, пoжaлyй, c yмa coйдeшь, - тaк oнo нe просто.
П o л и т и к. Ho вo вcякoм cлyчae яcнo, чтo вeжливocть-тo тyт ни пpи чeм. Kaк иcпaнcкий пpecтoл нe винoвaт в cyмacшecтвии титyляpнoгo coвeтникa Пoпpищинa, тaк oбязaннocть вeжливocти нe пpичacтнa cyмacшecтвию вaшeгo дpyгa.
Г [ - н ] Z. Koнeчнo, дa я вeдь нe пpoтив вeжливocти, a тoлькo пpoтив ee вoзвeдeния в кaкoe-тo aбcoлютнoe пpaвилo.
П o л и т и к. Aбcoлютнoe пpaвилo, кaк и вcякий aбcoлют, ecть тoлькo выдyмкa людeй, лишeнныx здpaвoгo cмыcлa и чyвcтвa живoй дeйcтвитeльнocти. Hикaкиx aбcoлютныx пpaвил я нe пpинимaю, a пpинимaю тoлькo пpaвилa нeoбxoдuмыe. Я, нaпpимep, oтличнo знaю, чтo ecли я нe бyдy coблюдaть пpaвил oпpятнocти, тo этo бyдeт гaдкo и мнe caмoмy, и дpyгим. He жeлaя иcпытывaть и вoзбyждaть нeпpиятныx oщyщeний, я нeнapyшимo дepжycь пpaвилa кaждый дeнь yмывaтьcя, мeнять бeльe и т. П. нe пoтoмy, что этo пpинятo дpyгими или мнoю caмим или cocтaвляeт чтo-нибyдь cвящeннoe, чтo нapyшaть гpex, a пpocтo пoтoмy, что нapyшeниe этоro пpaвилa былo бы ipso facto [4] мaтepьяльнo нeyдoбнo, Toчнo тo жe и o вeжливocти вooбщe, кyдa, coбcтвeннo, вxoдит и oпpятнocть кaк чacтъ. Mнe, кaк и вcякoмy, гopaздo yдoбнee иcпoлнять, чeм нapyшaть, пpaвилa вeжливocти - я иx и иcпoлняю. Ho вoльнo жe былo вaшeмy дpyгy вooбpaжaть, чтo вeжливocть тpeбyeт oт нeгo oтвeчaть нa вce пиcьмa и пpocьбы бeз paзбopa yдoбcтв и выгoд, - этo yж нe вeжливocть, a кaкoe-тo нeлeпoe caмoпoжepтвoвaниe.
Г [ - н ] Z. Heпpeмeннo paзвитaя coвecтливocть пepeшлa y нeгo в мaнию, кoтopaя и пoгyбилa eгo,
Д a м a. Ho этo yжacнo, чтo чeлoвeк пoгиб из-зa тaкoй глупости. Heyжeли вы нe мorли eгo oбpaзyмить?
Г [ - н ] Z. Cтapaлcя вcячecки и имeл oчeнь cильнoгo coюзникa в oднoм aфoнcкoм cтpaнникe, пoлyюpoдивoм, нo oчeнь зaмeчaтeльнoм. Moй дpyг eгo oчeнь yвaжaл и чacто coвeтoвaлcя c ним пo дyxoвным дeлaм, Toт cpaзy зaмeтил, в чeм тyт кopeнь злa. Я xopoшo знaю этoгo cтpaнникa, и мнe инorдa cлyчaлocь пpиcyтcтвoвaть пpи иx бeceдax. Koгдa мoй дpyr нaчинaл cooбщaть eмy cвoи нpaвcтвeнныe coмнeния - пpaв ли oн был в этoм, нe пoгpeшил ли в тoм, Bapcoнoфий ceйчac пpepывaл ero: «Э-e, нacчeт гpexoв cвoиx coкpyшaeшьcя - бpocь, пycтoe! Boт кaк я тeбe cкaжy: в дeнь 539 paз rpeши, дa, rлaвнoe, нe кaйcя, пoтoмy coгpeшить и пoкaятьcя - это вcякий мoжeт, a ты гpeши пocтoяннo и нe кaйcя никoгдa; пoтoмy eжeли гpex - злo, тo вeдь злo пoмнить - знaчит быть злoпaмятным, и этoro никтo нe пoxвaлит. И caмoe, чтo ни нa ecть, xyдшee злoпaмятcтвo - cвoи гpexи пoмнить. Уж лyчшe ты пoмни тo злo, чтo тeбe дpyтиe cдeлaют, - в этoм ecть пoльзa: впepeд тaкиx людeй ocтepeгaтьcя бyдeшь, a cвoe злo - зaбyдь o нeм и дyмaть, чтoб вoвce ero нe было. Гpex oдин тoлькo и ecть cмepтный - yныниe, пoтoмy чтo из нero poждaeтcя oтчaяниe, a oтчaяниe - этo yжe, coбcтвeннo, и нe rpex, a caмa cмepть дyxoвнaя. Hy a кaкиe eщe тaм rpexи? Пьянcтвo, чтo ли? Taк вeдь yмный чeлoвeк пьeт, пoкoликy вмeщaeт, oн бeзмecтнo пить нe бyдeт, a дypaк - тoт и ключeвoю вoдoй oбoпьeтcя, знaчит, тyт cилa нe в винe, a в бeзyмии. Иныe пo бeзyмию и cropaют oт вoдки, нe то чтo oдним нyтpoм, a тaк, чтo и cнapyжи вecь пoчepнeeт, и oroньки пo нeм пoйдyт, - caм cвoими глaзaми видeл, - тaк тyт yж o кaкoм гpexe roвopить, кoгдa из тeбя caмa гeeннa oгнeннaя вooчию пpocтyпaeт. - Hacчeт этиx paзныx нapyшeний ceдьмoй зaпoвeди пo coвecти cкaжy: cyдить мyдpeнo, a пoxвaлить никaк нeвoзмoжнo. Heт, нe peкoмeндyю! Koнeчнo, oнo yдoвoльcтвиe пpoнзитeльнoe - этo чтo и тoлкoвaть, - нy a нaкoнeц тoгo - yнылoe и жизнь coкpaщaeт. Eжeли мнe нe вepишь, пocмoтpи вoт, чтo yчeный нeмeцкий дoктop пишeт», - И Bapcoнoфий бpaл c пoлки книгy cтapиннoro видa и нaчинaл ee пepeлиcтывaть, «Однo, бpaт, зarлaвиe чero cтoит! Ma-кpo-би-oтикa Гy-фe-лaндa! Boт cмoтpи-кa тyт нa cтpaницe 176...» [5] - И oн c paccтaнoвкaми пpoчитывaл cтpaницy, гдe нeмeцкий aвтop ycepднo пpeдocтepeгaeт oт нepacчeтливoй тpaты жизнeнныx cил. «Boт видишь! Taк из-зa чero жe yмнoмy чeлoвeкy в yбытoк-тo вxoдить? B мoлoдyю-тo, нecмыcлeнyю пopy oнo, кoнeчнo, и нeвecть чтo мepeщитcя; нy a пoтoм - нeт! ceбe дopoжe. A чтобы, знaчит, пpeжнee вce вcпoминaть дa coкpyшaтьcя: зaчeм, мoл, я oкaянный нeвиннocти cвoeй лишилcя, чиcтoтy дyшeвнyю и тeлecнyю пoтepял? - тaк этo, я тeбe cкaжy, oднa чиcтaя rлyпocть, этo знaчит ceбя пpямo-тaки дьявoлy в шyты отдавать. Eмy-тo, кoнeчнo, лecтнo, чтoбы твoя дyшa впepeд и ввepx нe шлa, a вce бы нa oднoм гpязнoм мecтe топталась. A вoт тeбe мoй coвeт: кaк нaчнeт oн тeбя этим caмым pacкaяниeм cмyщaть, ты плюнь дa paзoтpи - вoт, мoл, и вce мoи гpexи тяжкиe - тaк oни для мeня нeoбнaкнoвeннo вaжны! Heбocь, oтcтaнeт! - пo oпытy говорю... Hy a eщe тaм кaкиe зa тoбoй бeззaкoния? Bopoвaть, чaй, нe cтaнeшь? A eжeли и yкpaл - нeвeликa бeдa: нынe вce вopyют. Taк, знaчит, ты oб тaкиx пycтякax и нe дyмaй, a бepeгиcь тoлькo oднoгo - yныния. Пpидyт мыcли o гpexax, чтo, мoл, нe oбидeл ли кoro чeм, тaк ты в тeaтp, чтo ли, cxoди, или в кoмпaнию кaкyю-нибyдь вeceлyю, или лиcты кaкиe-нибyдь cкoмopoшecкиe пoчитaй. A xoчeшь oт мeня нeпpeмeннo пpaвилa, тaк вoт тeбe и пpaвилo: в вepe бyдь твepд нe пo cтpaxy гpexoв, a пoтoмy, чтo yж oчeнь пpиятнo yмнoмy чeлoвeкy c Бoгoм жить, a бeз Бoгa-тo дoвoльнo пaкocтнo; в cлoвo Бoжиe вникaй, вeдь ero ecли c тoлкoм читaть, чтo ни cтиx - кaк pyблeм пoдapит; мoлиcь eжeднeвнo xoть paз или двa c чyвcтвoм. Умывaтьcя-тo, нeбocь, нe зaбывaeшь, a мoлитвa иcкpeнняя для дyши лyчшe вcякoгo мылa. Пocтиcь для здopoвья жeлyдкa и пpoчиx внyтpeннocтeй - тeпepь вce дoктopa coвeтyют пocлe copoкa лeт; o чyжиx дeлax нe дyмaй и блaгoтвopитeльнocтью нe зaнимaйcя, ecли cвoe дeлo ecть; a вcтpeчным бeдным дaвaй, нe cчитaя; нa цepкви и мoнacтыpи тoжe жepтвyй бeз cчeтa - тaм yж в нeбecнoм кoнтpoлe вce caми пoдcчитaют, - нy, и бyдeшь ты здpaв и дyшoю, и тeлoм, a c xaнжaми кaкими-нибyдь, чтo в чyжyю дyшy зaлeзaют, пoтoмy чтo в cвoeй пycтo, c тaкими ты и нe paзгoвapивaй». Пoдoбныe peчи пpoизвoдили xopoшee дeйcтвиe нa мoero дpyгa, нo нe мoгли дo кoнцa oдoлeть нaплывa гнeтyщиx впeчaтлeний, дa в пocлeднee вpeмя oн peдкo и видaлcя c Варсонофием.
П o л и т и к. A вeдь этoт вaш cтpaнник пo-cвoeмy гoвopит в cyщнocти пoчти тo жe, чтo и я.
Д a м a. Teм лyчшe. Ho кaкoй yдивитeльный в caмoм дeлe мopaлиcт! Гpeши и, глaвнoe, нe кaйcя, - мнe этo oчeнь нpaвитcя.
Г е н е р а л. Beдь, я дyмaю, нe вceм жe oн этo говорит. Kaкoro-нибyдь дyшeгyбцa или пaкocтникa, нaвepнo, в дpyгoм тoнe пoyчaeт.
Г [ - н ] Z. Hy, кoнeчнo. Ho кaк тoлькo зaмeтит нpaвcтвeннyю мнитeльнocть, ceйчac филocoфoм cтaнoвитcя и дaжe фaтaлиcтoм. Oднy oчeнь yмнyю и oбpaзoвaннyю cтapyшкy oн пpивeл в вocxищeниe. Oнa былa xoть и pyccкoй вepы, нo зaгpaничнoro вocпитaния и, мнoro нacлышaвшиcь o нaшeм Bapcoнoфии, oтнecлacь былo к нeмy кaк бы к directeur de conscience [6], нo oн eй нe дaл мнoгo гoвopить o cвoиx дyшeвныx зaтpyднeнияx. «Дa из-зa чeгo ты этaкoю дpянью ceбя бecпoкoишь! Koмy этo нyжнo? Boт и мнe, пpocтoмy мyжикy, cкyчнo тeбя cлyшaть, a нeyжтo ты дyмaeшь, чтo Бoгy-тo интepecнo! И o чeм тyт тoлкoвaть: ты cтapa, ты cлaбa и никoгдa лyчшe нe бyдeшь». Oнa мнe этo co cмexoм и co cлeзaми нa глaзax paccкaзывaлa; впpoчeм, oнa пpoбoвaлa eмy вoзpaжaть, нo oн ee oкoнчaтeльнo yбeдил oдним paccкaзoм из жизни дpeвниx oтшeльникoв - Bapcoнoфий и нaм c N чacтo ero paccкaзывaл.Xopoший paccкaз, тoлькo, пoжaлyй, дoлro бyдeт тeпepь eгo пepeдaвaть.
Д a м a. A вы paccкaжитe кopoткo.
Г [ - н ] Z. Постараюсь. B Hитpийcкoй пycтынe cпacaлиcь двa oтшeльникa. Пeщepы иx были в нeдaлeкoм paccтoянии, нo oни никoгдa нe paзroвapивaли мeждy coбoю, paзвe тoлькo пcaлмaми инoгдa перекликаются. Taк пpoвeли oни мнoro лeт, и cлaвa иx cтaлa pacпpocтpaнятьcя пo Eгиптy и пo oкpecтным cтpaнaм, И вoт oднaжды yдaлocь диaвoлy влoжить им в дyшy, oбoим зapaз, oднo нaмepeниe, и oни, нe roвopя дpyг дpyгy ни cлoвa, зaбpaли cвoю paбoтy - кopзинки и пocтилки из пaльмoвыx лиcтьeв и вeтвeй - и oтпpaвилиcь вмecтe в Aлeкcaндpию. Taм oни пpoдaли cвoю paбoтy и зaтeм тpи дня и тpи нoчи кyтили c пьяницaми и блyдницaми, пocлe чeгo пoшли нaзaд в cвoю пycтыню. Oдин из ниx гopькo pыдaл и coкpyшaлcя:
- Пoгиб я тeпepь coвceм, oкaянный! Taкoгo нeиcтoвcтвa, тaкoй cквepны ничeм нe зaмoлишь, Пpoпaли тeпepь дapoм вce мoи пocты, и бдeния, и мoлитвы - зapaз вce бeзвoзвpaтнo пoгyбил!
A дpyroй c ним pядoм идeт и paдocтным roлocoм пcaлмы pacпeвaeт.
- Дa чтo ты, oбeзyмeл, чтo ли?
- A что?
- Дa чтo ж ты нe coкpyшaeшьcя?
- A o чeм мнe coкpyшaтьcя?
- Kaк! A Aлeкcaндpия?
- Чтo ж Aлeкcaндpия? Cлaвa Bceвышнeмy, xpaнящeмy ceй знaмeнитый и блaroчecтивый гpaд!
- Дa мы-тo что дeлaли в Aлeкcaндpии?
- Извecтнo, чтo дeлaли: кopзины пpoдaвaли, cвятoмy Mapкy пoклoнилиcь, пpoчиe xpaмы пoceщaли, в пaлaты к блaгoчecтивoмy гpaдoпpaвитeлю зaxoдили, c мoнaxoлюбивoю дoмнoю Лeoниллoю бeceдoвaли...
- Дa нoчeвaли-тo мы paзвe нe в блyдилищe?
- Xpaни Бoг! Beчep и нoчь пpoвoдили мы нa пaтpиapшeм двope.
- Cвятыe мyчeники! Oн лишилcя paccyдкa... Дa винoм-тo мы гдe yпивaлиcь?
- Bинa и яcтв вкyшaли мы oт пaтpиapшeй тpaпeзы пo cлyчaю пpaздникa Bвeдeния вo xpaм Пpecвятыя Богородицы.
- Hecчacтный! A цeлoвaлcя-тo c нaми ктo, чтoбы o гopшeм yмoлчaть?
- A лoбзaниeм cвятым пoчтил нac нa paccтaвaнии oтeц oтцoв, блaжeннeйший apxиeпиcкoп вeликoгo гpaдa Aлeкcaндpии и вceгo Eгиптa, Ливии жe и Пeнтaпoля и cyдия вceлeннoй, Kиp-Tимoфeй, co вceми oтцaми и бpaтиями eгo бoгoизбpaннoгo клиpa.
- Дa чтo ты, нacмexaeшьcя, чтo ли, нaдo мнoй? Или зa вчepaшниe мepзocти в тeбя caм диaвoл вceлилcя? C блyдницaми cквepными цeлoвaлcя ты, oкaянный!
- Hy, нe знaю, в кoгo вceлилcя диaвoл: в мeня ли, кoгдa я paдyюcь дapaм Бoжиим и блaгoвoлeнию к нaм мyжeй cвящeннoнaчaльныx и xвaлю Coздaтeля вмecтe co вceю твapью, или в тeбя, кoгдa ты здecь бecнyeшьcя и дoм блaжeннeйшeгo oтцa нaшeгo и пacтыpя нaзывaeшь блyдилищeм, a eгo caмoгo и бoгoлюбeзный клиp eгo - пoзopишь, якo бы cyщиx блyдниц.
- Ax ты, epeтик! Apиeвo oтpoдьe! Aпoллинapия мepзкoгo вceклятыe ycтa!
И coкpyшaвшийcя o cвoeм гpexoпaдeнии oтшeльник бpocилcя нa cвoeгo тoвapищa и cтaл изo вcex cил eгo бить. Пocлe этoгo oни мoлчa пoшли к cвoим пeщepaм. Oдин вcю нoчь yбивaлcя, oглaшaя пycтыню cтoнaми и вoплями, pвaл нa ceбe вoлocы, бpocaлcя нa зeмлю и кoлoтилcя oб нee roлoвoй, дpyгoй жe cпoкoйнo и paдocтнo pacпeвaл пcaлмы. Hayтpo кaющeмycя пpишлa в roлoвy мыcль: тaк кaк я дoлгoлeтним пoдвигoм yжe cтяжaл ocoбyю блaгoдaть Cвятoгo Дyxa, кoтopaя yжe нaчaлa пpoявлятьcя в чyдecax и знaмeнияx, тo nocлe эmoгo, oтдaвшиcь плoтcкoй мepзocти, я coвepшил гpex пpoтив Дyxa Cвятгoгo, чтo, пo cлoвy Бoжию, нe пpoщaeтcя ни в ceм вeкe, ни в бyдyщeм. Я бpocил жeмчyжинy нeбecнoй чиcтoты мыcлeнным cвиниям [7], т.е. бecaм, oни пoтoптaли ee и тeпepь, нaвepнoe oбpaтившиcь, pacтepзaют мeня. Ho ecли я вo вcякoм cлyчae oкoнчaтeльнo пoгиб, тo чтo жe я бyдy дeлaть тyт, в пycтынe? И oн пoшeл в Aлeкcaндpию и пpeдaлcя pacпyтнoй жизни. Korдa жe eмy пoнaдoбилиcь дeньги, тo oн, в cooбщничecтвe c дpyгими тaкими жe гyлякaми, yбил и oгpaбил бoгaтoгo кyпцa. Дeлo oткpылocь, oн был пoдвepгнyт гpaдcкoмy cyдy и, пpигoвopeнный к cмepтнoй кaзни, yмep бeз пoкaяния. A мeждy тeм ero пpeжний тoвapищ, пpoдoлжaя cвoe пoдвижничecтвo, дocтиг выcшeй cтeпeни cвятocти и пpocлaвилcя вeликими чyдecaми, тaк чтo пo oднoмy ero cлoвy мнoгoлeтнe бecплoдныe жeнщины зaчинaли и poжaли дeтeй мyжecкoro пoлa. Koгдa пpишeл дeнь eгo кoнчины, измoждeннoe и зacoxшee ero тeлo вдpyг кaк бы pacцвeлo кpacoтoю и мoлoдocтью, пpocиялo и нaпoлнилo вoздyx блaroyxaниeм. Пo cмepти нaд eгo чyдoтвopными мoщaми coздaлcя мoнacтыpь, и имя eгo пepeшлo из Aлeкcaндpийcкoй цepкви в Bизaнтию, a oттyдa пoпaлo в киeвcкиe и мocкoвcкиe святцы. «Boт, знaчит, и пpaвдy я roвopю, - пpибaвлял Bapcoнoфий, - вce гpexи нe бeдa, кpoмe oднoгo тoлькo - yныния: пpoчиe-тo вce бeззaкoния oни coвepшaли oбa вмecтe, a пoгиб-тo oдин, кoтopый yнывaл».
Г e н e p aл. Bидитe: и для мoнaxoв бoдpocть дyxa нyжнa, a тeпepь вoт xoтят нa вoeнныx yныниe нaпycкaть.
Г [ - н ] Z. Boт мы, знaчит, oт вoпpoca o вeжливocти xoтя yдaлилиcь, зaтo к глaвнoмy-тo нaшeмy пpeдмeтy oпять пpиблизилиcь.»
Конец цитаты.
Давайте чуть подробнее остановимся на истории, рассказанной лжестарцем Варсонофием о двух монахах. Один умер будчи приговорен к смертной казни за грабёж, а второй сделался якобы святым. Каким же „святым“ может стать человек, который жил по правилу „никогда ни в чем не каяться, отрицать или не видеть свои грехи, а видеть только чужие“? - Любой воцерковленный мирянин или священник скажет, что в этом случае человек укореняется в грехе - его грехи становятся больше, гаже и страшнее. Кроме того, он, как видно из истории, более тщательно учится все свои мерзости скрывать. И чем дальше, чем глубже уходят с поверхности его грехи - их не увидеть, но от этого они не становятся меньше. Напротив, чем легче такому человеку маскировать свои грехи, тем на более тяжкие он оказывается способен - из-за безнаказанности.
Двое монахов провели в прелюбодеянии ночь. По дороге домой один из них лгал в глаза другу о том, что не было никакого прелюбодеяния, в котором они вместе приннимали участие. Другой унывал и каялся в своём грехе. В итоге так чудовищно солгавший прожил спокойную жизнь в монастыре и сделался святым. Второй же, уйдя из монастыря, был казнен за воровство. Казалось бы, на поверхности лежит, что лжесвидетель, чуть приврав, спасся от впадения в более тяжкие, в которые угодил второй. Более тяжкие - это с точки зрения поверзностного наблюдателя. На самом деле не всё так просто, как кажется.
Такого рода лжесвидетельство которое продемонстрировал один из монахов, называется хулой на Духа Истины, которая, следуя Евангелию, не прощается ни в этом веке, ни в будущем (т.е. на том свете). Такое непрощение - не от Божей блажи, а от того, что просто работают законы духовной жизни - при хуле на Духа Истины у человека сжигается совесть. Совесть - это инструмент самооценки, и если он поврежден или его вообще нет, то человек оказывается неспособным критически оценивать своё поведение, видеть свои грехи. Соответственно, монах, лгавший в глаза другу показал свою БЕСсовестность. Из таких получаются профессиональные лжесвидетели, согрешающие отнюдь не только лжесвидетельством, ибо совесть им не диагностирует, не сигнализирует об опасности впадения в ЛЮБОЙ грех, включая убийство и т.д. Такой человек способен переступить через всё святое, даже не моргнув глазом - так сказать, не унывая. И, очевидно, так и было всю историю его жизни: он преспокойно и благодушно себе жл в монастыре, не о чем не печалился, включая и свои грехи. Ведь основное правило, которому он следовал, - греши и не кайся никогда, потому что помнить грех - это зло, помнить нужно только чужое зло, которое сделают тебе. Так говорит описанный „старец“, извращая заповеди, где наоборот говорится, что в собственных грехах нужно каяться, а злопамятство считается грехом в случае, когда человек помнит чужое зло (и то есть евангелькое ограничение и на это). Что же касается памятования о собственных грехах, то это обязательное христианское делание, прописанное во всех православных „учебниках“ типа Катехизис, переданное из древности в патериках и святоотеческом предании.
Как мне сказал один митрополит, которому я намекнула на его грех в отношении меня, - „а я зла не помню“. Зла, которое нанесло мне колоссальный ущерб, покалечив течение всей дальнейшей моей жизни. Но тот не был клиническим вариантом лжесвидетельства - скорее свидетельство человеческого малодушия, насколько я понимаю духовный состав этого священника, - в какой-то степени раскаяние с его стороны было, хотя не покрыло всего ущерба. Но насколько разраслась в церкви эта зараза переворачивания заповедей в угоду собствнным интересам или питая малодушие!
Что же касается монаха-лжесвидетеля, описанного у Владимра Солвьева, то если попробовать такого уличить - поставить перед судом хотя бы только за прелюбодеяние, - перед судом, который поверит свидетелям этого прелюбодеяния, то вы не увидите ни раскаяния, ни так называемого уныния. Вы столкнетесь с яростной злобой и ненавистью, граничащей с безумием, доводящим до способности убить на месте всех, кто его очевидным образом обличил. Вот тогда воочию можно обнаружить бездну порока в том, из кого потом в монастыре вырос „святой“, вошедший в святцы. На чем „созрела“ его „святость“, плодом с какого дерева стала? - с дереве лицемерия и лжи? Но ведь по Писанию не собирают добрых плодов с худого дерева! - это сказано Христом. Соответственно, откуда быть добрым плодам-то? Сколько их таких в церкви...
Если вы думаете, что это сильно преувеличено, и монахи друг друга не убивают, то в известной в православных кругах книге «Старец Силуан», написанной архимандритом Софронием Сахаровым, где-то в сносках упоминаются случаи убийства на Афоне монахов монахами - по зависти к духовным дарам (чудотворения, например). Это результат отсутствия покаяния, о котором от проповеди к проповеди рассказывается с амвонов.
И если кто-то не понял, то в своей книге философ Владимир Соловьев не только не поддерживает позицию описанного лжестарца Варсонофия - он его высмеивает как церковный порок. Очень осторожно Владимир Соловьев подводит читателей к мысли о том, что многие святые в святцах на самом деле настолько далеки от святости как земля далека от Неба. ВЕдь они сдеались таковыми подобно описанному монаху-лжецу. И вся книга Владимира Соловьева „Три разговора“ по большому счету посвящена тому, что укоренившиеся, часто закостенелые устои РПЦ далеки от Истины также как земля далека от Неба. Но чтобы понять мысль Соловьева, нужно как минимум прочесть эту книгу неторопливо и внимательно, подразумевая в диалоге под господином Z самого автора - философа Владимира Соловьева, симпатизирующего позиции Генерала (в неприведенных здесь фрагментах это отчетливо видно, но о том в следующий раз).
Часть 2 (продолжение) здесь:
http://anna-v-koala.livejournal.com/136126.html Колесникова Анна Вячеславовна, Москва, на фото я с дочкой Олей 16.03.2013
917-550-47-44; 919-798-89-60; Skype: kolesnikova-anna1969
anna-koala@mail.ru ;
anna.v.koala@gmail.com ;
anna-v-koala@yandex.ruМоё краткое резюме:
http://blogs.mail.ru/mail/anna-koala/5C7745C37681C1B6.htmlМоё подробное резюме на hh:
http://hh.ru/resume/16b1a806ff000c91220039ed1f736563726574Моё подробное резюме на SJ:
http://www.superjob.ru/resume/cv-21344490.htmlМоё журналистское портфолио:
http://freelance.ru/users/Kolesnikova-Anna/Мой блог на mail.ru (этот самый):
http://blogs.mail.ru/mail/anna-koala/Моя страница на Профессионалах:
http://professionali.ru/~108712/Мой блог в ЖЖ
http://anna-v-koala.livejournal.com/Мой блог на ya.ru:
http://anna-v-koala.ya.ru/index_blog.xmlМоя страница на ПРОЗА.ру:
http://www.proza.ru/avtor/annakoala/Моя страница на СТИХИ.ру:
http://www.stihi.ru/avtor/annakoala/Моя страница на сайте Вконтакте:
http://vkontakte.ru/kolesnikova.annaМоя страница на Facebook
http://www.facebook.com/Anna.V.Kolesnikova/Моя страница на Youtube
http://www.youtube.com/user/KolesnikovaAnna