Идеализм и мифологическое сознание

Apr 12, 2019 21:22



В последние несколько лет любой, кто хотя бы минимально интересуется общественной движухой (телевидение, газеты, интернет), не может не заметить, что, как будто из ниоткуда, возникло множество поборников невидимой руки рынка (либертарианцы, минархисты, анкапы), резко возросло количество верующих «напоказ» (неважно, в православие, ислам или другие религии), появились сторонники теории плоской Земли и иного мракобесия, антипрививочники и прочие, казалось бы, мало связанные между собой явления. Но не связаны между собой они только на первый взгляд, кое что общее у них, все же, есть. Это - мифологизированное сознание, подмена понятий и идеалистическое, в конечном счете, мышление.

Например, по программе «300 храмов» в Москве строится, в дополнение к уже имеющимся, совершенно излишнее количество культовых сооружений. Власть (выделяющая бюджетные, между прочим, деньги), аргументирует это тем, что у верующих, которых, якобы, в последнее время стало очень много, чуть ли не самой насущной потребностью является посещение храма. При том, что игнорируется потребность (в том числе и этих самых верующих, не говоря уж об атеистах и представителях других религий) в новых детских садах, доступных спортивных учреждениях, в конце концов, в жилье по нормальным ценам и всем прочем.

Нет, я не спорю с тем, что люди ходят на Пасху и Рождество в церковь, вот только являются ли они верующими хотя бы в том смысле, который предполагают догматы РПЦ? Например, моя коллега (юрист, девушка одного со мной возраста, т.е. за 30) называет себя православной, носит крестик, рассказывает о том, как ходит в храм, ставит свечки, печет куличи, и пр. При этом она не может назвать Символ веры (даже спрашивает, что это такое?), ни процитировать 10 заповедей. Конечно, не убий и не укради - это она вспомнила, но они не относятся даже к первым пяти. А уж первую заповедь почти никто из моих православных знакомых назвать не может, а, между тем, это - важнейшая заповедь в любой монотеистической религии: «Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства, да не будет у тебя других богов пред лицом моим». Что совершенно логично, ибо бог не терпит конкуренции. Собственно, ровно об этом и вторая заповедь: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в водах ниже земли; не поклоняйся и не служи им»). Мало того, эта моя коллега рассказывает, что верит в карму, может сходить к ведунье, заняться гаданием - т.е. теми вещами, которые официальная церковь считает ересью (а 200-300 лет назад даже сжигала за это).

И такое характерно не только для православия, но и католицизма, протестантизма, ислама, иудаизма (т.е. всех авраамических религий). Что характерно, делают это вовсе не глупые и не малообразованные люди, умеющие «устраиваться» (куда лучше меня) по жизни … Мало того, что строго формально их нельзя считать верующими даже по церковным критериям, так еще у них в голове жуткая мешанина из веры в карму, приметы, христианства, гадалок и ауры. И это явление наблюдается не раз, и не два, оно стало совершенно обычным…

В более сознательный период своей жизни, уже после окончания университета и поверхностного знакомства с историей (я всегда ее любила, но только где-то после 25 лет начала интересоваться ей с позиций исторического материализма), меня не раз поражало сходство (по крайней мере, в России) периодов начала ХХ века и его конца. Сходства, как минимум, внешнего: в огромном количестве расплодившихся гадалок, знахарок, колдуний, старцев, веру в оккультизм и столоверчение, сект, с которыми безуспешно боролась Русская православная церковь (хлысты, скопцы и пр.). Мне встречались объяснения, мол, начало и конец века способствуют декадансу, люди утратили веру в науку, которая оглушила их количеством открытий, и прочее, и прочее… Мало того, что эти доводы казались неудовлетворительными, они при этом не объясняли, как население Советского союза, поголовно грамотное и, как минимум, со средним специальным образованием, а от трети до половины - еще и с высшим, могли купиться на такую чепуху. Ведь я своими глазами видела, как в 90х люди заряжали банки с водой перед телевизором во время «сеансов» Чумака, цитировали Вангу и астрологов типа Глобы, ставили свечки в церкви для того, чтобы заключить нужный контракт! Как люди, которых советская школа с детских лет учила материалистическому мышлению, смогли так быстро деградировать? И ответ лежит явно не в пространстве «декаданса» или «страха неустроенности», а имеет куда более глубокую причину.

Древний человек (в широком смысле, как представитель вида homo sapiens) чувствовал беспомощность перед силами природы, поскольку полностью зависел от них, и никак не мог повлиять. Следствием этого явилось мифологическое сознание, вера в то, что с помощью определенных ритуалов, обрядов или жертвоприношений можно воздействовать на эти силы. Конечно, такая картина мира не давала его понимания, но, по крайней мере все объясняла: почему дует ветер - потому, что деревья качаются… С веры в анимализм, фетишизм и пр. мифологическое сознание эволюционировало в сначала политеистические, а потом и монотеистические религии, в которых универсальным объяснением стало: на то воля Господа, или неисповедимы пути Господни! В XVIII веке идеи Просвещения пытались дать рационально-механистическое объяснение, но и они, уже к XIX веку в массовом сознании были сломлены беспомощностью рабочего перед производительными силами новой общественно-экономической формации - капитализма, выступающими чем-то внешним и непостижимым перед работником.

«В общественном производстве своей жизни, люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил…» (Карл Маркс). Наемный рабочий продает специфический, уникальный товар - свое рабочее время, т.е. единственное, что у него есть на продажу. В результате этого, тот продукт, который он производит, ему не принадлежит, отчужден от него, в связи с чем индивидуальный рабочий утрачивает какой бы то ни было контроль над производственными отношениями. Не удивительно, что и усложнившиеся в сотни раз (со времен Маркса) эти отношения представляются обычному человеку чем-то чуждым, далеким, внешним по отношению к нему самому и его судьбе. Вследствие этого он утрачивает контроль над своей жизнью, перестает видеть рациональную возможность хоть как-то изменить ее; его сознание становится мифологизированным, идеалистическим.



Взять хотя бы настоящее время. Сколько раз, еще со школы, наверное, мне приходилось слышать про «деловую жилку», «предрасположенность к успеху», «талант к бизнесу». Я родилась в средней по достатку советской семье в областном моногороде, в 90ые семья из средней стала бедной (периодически на грани нищеты) - собственно, как и большинство постсоветский семей. Единственным выходом из постоянной нужды, что мне упорно твердили родители, казалось получение высшего образования в Москве или Санкт-Петербурге, закрепиться там (не возвращаясь в родной город), какое-то время поработать на днищных работах ради опыта. И, наконец, хотя бы к 30-35 годам, уже с хорошей квалификацией и опытом работы, начать зарабатывать «нормально», то есть позволить себе уровень жизни тех семей, которые в 90ые казались мне «бохатыми». Хотя, по сути, это далеко не богатство, а всего лишь достаток на уровне «среднего класса»: более или менее просторное жилье в собственности, автомобиль, отдых пару раз в год за границей, отсутствие экономии на еде и одежде. Looks like a plan!



Однако, в реальности все обычно происходит немного по-другому. Сразу после университета у тебя еще (как было со мной) полно надежд: ты работаешь, должность, как правило, дрянная и оклад - тоже, но утешаешь себя тем, что это - ненадолго, я ведь способный человек, умный, только опыта надо набраться! Через несколько лет, работая на основной работе и занимаясь фрилансом - ты уже квалифицированный специалист в свой сфере, идешь на рынок рабочей силы, рассылаешь резюме на различные вакансии, указывая, как тебе кажется, размер зарплаты, позволяющий тебе вести уровень жизни среднего класса. Представь же себе недоумение, когда на указанный тобой размер зарплаты не приходит откликов, а те собеседования, на которые ты ходишь, заканчиваются ничем. Пока у тебя еще есть работа - ты не унываешь, мол, ничего, стоит еще потерпеть, и что-то хорошее обязательно подвернется! Но вот, настает момент, и ты так или иначе, в результате ли сокращения, переезда работодателя, или еще чего теряешь текущую работу и оказываешься один на один с рынком рабочей силы. После месяца, двух, трех отказов, начинаешь потихоньку снижать «зарплатные ожидания», в конце-концов, останавливаясь на сумме, в которой выражается стоимость рабочей силы в твой сфере. А она, с небольшими погрешностями, всегда равна СТОИМОСТИ ВОСПРОИЗВОДСТВА РАБОЧЕЙ СИЛЫ (с надбавкой за стоимость обучения и квалификацию). То есть, для Москвы: съемная конура с бабушкиной мебелью (вариант - ипотека на 15-20 лет), купить поесть (в основном - в Пятерочке), минимально одеться, лечиться по ОМС и т.д. Для регионов - в два-три раза хуже.



И вот, после того, как подобная ситуация повторяется из раза в раз, примерно к 30 - 35 годам тот самый пыл в глазах и готовность работать на результат, который так любят видеть в соискателях эйчары из молодых и динамично развивающихся компаний, заметно угасает. Наступает пресловутый кризис среднего возраста, который популярная психология трактует как: «долговременное эмоциональное состояние (депрессия), связанное с переоценкой своего опыта в среднем возрасте, когда многие из возможностей, о которых человек мечтал в детстве и юности, уже безвозвратно упущены (или кажутся упущенными), а наступление собственной старости и смерти оценивается как событие с вполне реальным сроком (а не «когда-нибудь в будущем»)». Который по факту является осознанием того, что тебе предстоит всю жизнь, до самой смерти пахать ровно за цену воспроизводства рабочей силы, без каких либо возможностей «выбиться». Если, конечно, вдруг не произойдет чуда. А вдруг тебе повезет? А может, все как-то сложится? А что, если просто нужно мыслить позитивно и не закрывать путей к успеху? Невозможность управлять своей судьбой, опираясь на рациональное мышление (которое сулит впереди только движение по маршруту дом-работа- дом, пьянку по пятницам, и овощное состояние на выходных), вызывает к жизни мышление мифологическое, идеализм в сознании. Начиная от безобидного: «ну куплю лотерейный билет, хуже то не будет», заканчивая «примыканием к эгрегору», хождением к ясновидящей и т.д. Причем, это еще довольно безобидные варианты…



Я долго задавалась вопросом, почему в интернет-пространстве именно в последние годы стали резко заметны многочисленные либертарианцы, анархо-капиталисты, минархисты (слово-то какое ругательное), с чего вдруг пошла такая мода? А взялась она примерно оттуда же, что и все остальное. Подрастающее поколение, тоже, в свое время, напичканное жизнеутверждающими лозунгами в стиле: Надо [в рыночной экономике] просто много работать - и все получится! (как святой Илон Маск обещал) - подрастает, и, сталкиваясь с имманентными законами капиталистического производства, кто инстинктивно, кто - эмпирически, понимает, что самому стать атлантом и расправить крылья не получится. Ну, за исключением случаев, если ты уже не из семьи буржуазной, или обслуживающей интересы капиталиста. Но, поскольку в голове на уровне подкорки засел упомянутый тезис про «много работать», то, сталкиваясь с антитезисом в виде «много работал, но не стал успешным», прямиком следует синтез: раз при достаточном старании все должно получится, но не получилось - значит, мало, неправильно старался и работал! Логический вывод: виноват в своих неудачах - ты, и только ты (сюда же в копилочку - «тебе никто ничего не должен», «не считайте деньги в чужих карманах» и «ты просто завидуешь»). Однако, ясное дело, что непосредственный любитель невидимой руки себя «неудачником» признавать не хочет. Поэтому утверждение про «надо много работать» накладывается на почву зоологической ненависти к «совку» (часто тоже идущей из семьи), встречает неизбежное сопротивление в виде «ну я-то ведь хорошо работал, почему ж у меня не получилось?», что в итоге приводит к выводу: у вас вся спина белая капитализм неправильный! Поэтому, спешно ищутся примеры «правильного», рыночного капитализма. Обычно в качестве них выступают США, Тайвань, Южная Корея (для некоторых - даже Китай, несмотря на то, что там комуняки), то есть страны с образцово-показательными потогонками для большинства трудящегося населения. Потому у обывателя из среднего класса (по большей части - офисного планктона) и присутствует неизменный спрос на все это либертарианство, как реакция на «неправильный капитализм», нежелание признавать, что при текущей общественно-экономической формации шансов на приличную жизнь нет для подавляющего большинства.

Еще одна яркая примета все того же явления - фетиш на саморазвитие. Тысячи пабликов и групп Вконтакте, ЖЖ, Фейсбуке, сотни отдельных сайтов и прочих наполненных псевдоинтеллектуальным содержанием ресурсов убеждают обывателя, что он - особенная, яркая личность, что ему надо посвящать себя творчеству, развиваться (еще бы кто написал, что под этим понимается), изучать иностранные языки, иметь несколько высших образований и хобби… Эти паблики заполнены т.н. «мотивирующими» картинками и постами, причем о той цели, которой должно служить саморазвитие даже не упоминается, саморазвитие - это такая вещь в себе. Надо быть в тренде! Результатом всей этой мастурбации на саморазвитие стали тысячи «любителей» в спорте, искусстве, фотографии; каждый второй (если не первый) - блогер, диджей, фотограф, инстаграмер, «творческая личность», ведет свой канал в ютюбе или телеграмме.

Что, собственно, и не удивительно. Все это - попытка замещения результатов чудовищного отчуждения простого человека: в обычной жизни ты - сисадмин, бухгалтер, юрист, клерк, сеошник, маркетолог, зато «в области балета» - звезда, рыцарь, косплеер, участвуешь в любительских постановках или каком-нибудь клубном шоу, танцуешь pole-dance или бурлеск... Вот только для того, чтобы достигнуть серьезных результатов, «самореализоваться» в уже сознательно выбранной сфере, необходимо свободное время и деньги, т.е. нужно быть избавленным от необходимости работать ради простого выживания. В результате то, что раньше служило показателем развития индивидуума и личностного роста - творческий подход, эрудированность и прочее - превратилось в постмодернистскую пародию на самое себя; привело к тотальному обесценению «духовно богатого внутреннего мира» (есть у каждого). Сюда же можно отнести и увлечение псевдофилософией, прежде всего, паблики вроде АМДЭВС (абстрактные мемы для элиты всех сортов): шутки про усы Ницше и сапог с мочой, про Сартра и Симону, и про «этим человеком был Эйнштейн». Можно задешево почувствовать себя умным не читая всей этой скучной философской херни, а при случае - запостить многозначительный комментарий, собирающий кучу лайков…

Короче говоря, спрос уже даже не на опиум для народа (опиаты нынче доступны только людям обеспеченным), а на духовную сивуху - рождает неизбежное предложение. И тут уже наготове все, способные его удовлетворить - и секты, и паблики, и тренеры личностного роста, и религиозные организации, и экстрасенсы, в общем - все-все-все, кто хоть на какое-то время даст обывателю возможность оторваться от душной действительности. Инструменты традиционных религий неизбежно слабеют, так как заточены, все-таки, под феодальный базис общественного производства. Протестантизму и прочим реформированным версиям католичества уже в 19 веке сложновато было объяснять пастве, почему вот этот чувак, ничего не делая, с рождения купается в роскоши и ему открыты все дороги, а ты будешь до смерти вкалывать без малейшей надежды на лучшую жизнь. С другой стороны, человек - существо живучее, и, вероятно, этот защитный механизм в его психику встроила сама природа. Осознание отсутствия всяческих перспектив подсказало бы ему, что смысла продолжать все это нет, и можно хоть сейчас ложиться и помирать. А так - мифологическое сознание выручает, неизменное «а вдруг еще повезет» - внушает нам терпеть невзгоды наши, и не спешить к другим, от нас сокрытым… Хотя, присутствие настоящей цели в жизни могло бы придать ей смысл, вытащить человека из духовной спячки, наполнить его существование смыслом. То, как это случилось с Павкой Корчагиным, но не произошло с Мартином Иденом: «Самое дорогое у человека - это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире - борьбе за освобождение человечества".

идеологически выдержанное, ориджинал, капитализм, политота

Previous post Next post
Up