Дискуссии о фильме «Сталинград» вроде утратили накал, но не завершены. У нас с вами есть уникальная возможность познакомиться с точкой зрения человека, который видел те события собственными глазами.
- Авторы фильма не имели морального права назвать этот фильм «Сталинград», - считает он.
Его письмо передал мне коллега с предложением опубликовать и обсудить.
Знакомьтесь: Санников Георгий Захарович. Родился 25 марта 1929 года в г. Свердловске. В 1944-1947г.г. - курсант Киевской спецшколы ВВС. В 1952 году окончил юридический факультет Киевского государственного университета им. Т.Г. Шевченко и был направлен в органы государственной безопасности. После учебы в разведшколе КГБ в Москве (1956-1958) долгие годы работал во внешнеполитической разведке (ПГУ) за рубежом. Автор книг «Большая охота», «Операция «Рейд» или История одной любви», «Без протокола». Ветеран внешней разведки, член Союза писателей России. Фотографий 1942-43 годов у него нет и не могло быть. Есть фото близкого по времени периода и фото наших дней.
Черно-коричневая чума фашизма и нацизма угрожала полным уничтожением не только, как утверждали носители этой сатанинской теории, «жидо-масонскому большевизму» в Советском Союзе, славянской цивилизации и культуре как таковой, но и «плутократической» Америке вместе с их прародителями во все еще могучей колониальной «владычице морей» Британии. Речь шла о мировом господстве известной в истории оси Берлин-Рим-Токио при ведущей роли нацистской Германии.
Именно Сталинград не случайно стал символом нашей победы и поворотным пунктом в отношениях с нашими союзниками по антигитлеровской коалиции. Речь шла о жизни и смерти нашего государства. Скажу больше - о судьбах всего цивилизованного человечества. Не случись нашей победы в Сталинграде, как знать, что бы нас ожидало. Неспроста Гитлер обещал своим генералам с падением Сталинграда закончить войну. Именно после Сталинграда мы начали отсчет времени нашей Победы.
История Второй мировой и наша Отечественная не знали более кровопролитного и ожесточенного сражения, чем Сталинградская битва. Автору этих строк не забыть траншеи и блиндажи, окопы и землянки, забитые трупами вперемежку наших и немецких солдат (некоторых просто присыпали), зловонные от тлена подвалы домов и развалины… Нашпигованная металлом земля Мамаева Кургана…
Сталинград навсегда остался в сознании людей, кто соприкоснулся с событиями тех дней. Наши дети, внуки и правнуки до сих пор несут эту память на генном уровне. Спустя несколько десятилетий при раскатах грома страх продолжал охватывать меня. Срабатывало что-то там, под коркой сознания. Это было эхом Сталинграда - немецкие бомбовые удары, рвущиеся рядом авиабомбы, рев немецких самолетов. Все мы, подростки, наши матери, кто был рядом, много раз чудом оставались живыми.
Конечно, я не мог не пойти на этот фильм. Мне было наплевать на рекламу, какой-бы навязчивой она ни была. Фильм с первых минут захватил меня, я пережил его на одном дыхании, время растворилось в моем сознании. Но почти сразу же, с первых минут, мне показалось, что я совсем недавно видел нечто подобное. Но это совсем не то, что было в той далекой жизни. В памяти ярко всплыло, как немцы на наших глазах разбомбили цистерны с горючим, и огненные шары, взлетая вверх, накрыли целый состав с вывезенными из города детьми. Никто не выжил. Вот перед глазами возникла панорама гибнущего города. Все в одном фокусе: привокзальная площадь с фонтаном, обрамленным кругом взявшихся за руки школьников-пионеров, и тут же Драмтеатр им. Горького с колонным фасадом и лестницей со львами, силуэт Универмага, здание Интуриста… А кругом все как-бы присыпано то ли грязным снегом, то ли пеплом. Все пространство вокруг заполнено серого цвета ошметками разного размера.
Снова в сознании возникло нечто подобное тому, что начало пульсировать во мне при картинках знакомого города, исчезающего на глазах в огненном смерче. Да, конечно же нечто подобное было в знаменитом американском блокбастере «Аватар»! Какие там были световые, шумовые и прочие, на грани фантастики, эффекты. Чем впечатляюще страшнее картинки на экране, чем больше фантастической выдумки, тем интереснее смотрится! Как захватывающе воспринималось все действо! Боже! В «Сталинграде» та же анимация. Тот же дешевый мультипликационный эффект! Создатели фильма удачно уловили то, чем сегодня живет молодое поколение. Это не просто мифы и легенды, создаваемые людьми для более доходчивого восприятия. Это вечные прегрешения историков всех эпох.
Ну, зачем создателям фильма понадобилось выдуманная история с взрывом немцами Сталинградского нефтехранилища, чтобы сбить атаку наших бойцов? Живые факелы красноармейцев, карабкающихся на крутые склоны высокого правого волжского берега! Страшно смотреть. А ведь известно, что нефтебаза города была уничтожена намного раньше немецкой авиацией в первый день воздушной атаки 23 августа 1942 года вместе со стоявшей под разгрузкой внизу на Волге нефтеналивной баржой. Два дня горела сама Волга. И еще несколько дней над городом стоял огромный черный столб дыма и копоти. Догорала нефтебаза. А где же наши истребители? В фильме их и не видно. А они были и вели беспрерывные бои над Волгой в районе переправы. Основные силы нашей авиации базировались на аэродромах в городе Ленинске, что в ста километрах от Сталинграда. Наши истребители барражировали над переправой ежедневно. Их было намного меньше, чем немцев. Но они были! И они дрались! Вместо потопленных барж к городу доставлялись новые и это несмотря на то, что фарватер Волги был буквально нашпигован немецкими минами. Много барж погибло от них. И самое главное - с вершины Мамаева кургана просматривалась Волга, и немцы могли корректировать арт-огонь. Вот почему шли непрекращающиеся днем и ночью бои за эту высоту.
По замыслу создателей фильма показан очень короткий период боев в городе, наверное, не больше двух-трех недель. И это правильно.
Но как можно было упустить исторически значимое событие, потрясшее весь мир: начавшееся наступление Красной армии 19 ноября 1942 года, замкнувшее непробиваемое кольцо вокруг немецкой группировки. Все! Немцы были обречены. Вот свидетельство очевидца о реакции раненых в госпитале за Волгой на Ахтубе в 40 км от Сталинграда в поселке Заплавское: «Как только из черной тарелки голос московского диктора сообщил об этом успехе, людей охватила безумная радость. Многие плакали. Сиплыми, ослабевшими голосами, как им казалось - громко - выражали свой восторг Ура! Наконец-то! Кольцо замкнулось!» И такое ликование шло по всему антинацистскому миру.
4 февраля 1942 года. Отгремели последние выстрелы. Тишина. Мой друг, тогда такой же подросток, как и я, сталинградец Игорь Вознесенский в подвале Драмтеатра им. Горького. Немецкий госпиталь. Отец Игоря Сергей Михайлович Вознесенский - военврач принимает госпиталь у немецкого военврача. Немец протягивает «коллеге» руку и дружелюбно улыбается. Рука повисает в воздухе. Передаются официальные документы о наличии раненых. Вчера здесь, на площади перед театром, шел бой. Все пространство почти сплошь покрыто убитыми немецкими ранеными, пытавшимися выползти на улицу, спастись от ручных гранат, которыми наши солдаты подавляли немецкие пулеметы, бившие по нашим бойцам из подвальных окон театра. На площади жуткая картина смерти забинтованных изуродованных тел.
И снова вернусь к фильму. Какие ухоженные, высокоинтеллектуальные немецкие офицеры. Какие профессионалы. Как ладно сидит на них форма. И наши «зачуханные» красноармейцы и командиры. Кто из создателей фильма видел пленных немцев в Сталинграде? Я их видел, и не зимой, а в октябре-ноябре. Не только немцев. И румын, и итальянцев. Чехи тоже попадались. А наши военнопленные, судя по немецким кинохроникам, куда лучше держались. А ведь немцы их практически не кормили. А наши пленных немцев кормили.
Немцы вели себя в городе, как везде на оккупированной территории, омерзительно-преступно. Нам же упорно навязывали образ «порядочного» немца, полюбившего русскую женщину, напоминавшую ему жену. И такое случалось в этой страшной круговерти войны. Но не это же главное.
В угоду кому создавали этот фильм? Какой «Оскар»? Все почему-то оценивается количеством победного денежного сбора. Кого они брали в консультанты, эксперты? Или их соблазнили высоким гонораром?
Я поражен низким качеством декораций, как будто у создателей не было возможности показать не муляжи, а настоящие развалины, или по крайней мере качественно нарисованные. Ведь денег затрачено было беспрецедентно много. Оскудела видимо наша земля талантами. Но самое главное не в этом. Авторы фильма не имели морального права назвать этот фильм «Сталинград». Уж фантазии им не занимать. Можно было бы назвать как угодно. Но им надо было сыграть на священной памяти и состричь купоны славы. Этот фильм безусловно пользуется спросом у поколения «Звездных войн» и компьютерных «стрелялок». Вот и пусть он попадает в разряд себе подобных. Не престало унижать наших ветеранов, их и так осталось мало. Не гоже играть на руку «переписчикам» истории. У них и без того достаточно прихлебателей.
Георгий Санников,
ветеран Службы внешней разведки,
член Союза писателей России,
очевидец сталинградских событий