Оригинал взят у
knjazna в
Жизненная философия и жизненные реалии.<«Продается стоянка джипов. Местоположение уточняется по антеннам, видимым над поверхностью воды».
По большому счету, содержание жизненной философии персонажа, который уже вопрошает «как такое могло случиться», значения никакого не имеет - просто потому, что свою истинную работу эта жизненная философия уже сделала, и вы ее теперь вряд ли найдете иначе, кроме как по списку действий, произведенных для получения данного, на фиг не нужного персонажу, результата. Говорить про намерения, ценности, цели и прочее смысла уже нет, действия все показали. А то, что действия не показали, но что всплывает в ответ на вопросы из предыдущего поста - это все уже другим словом называется (ох, я кого-то сейчас опять обижу): декларации. Это, знаете, такое специальное бла-бла-бла, предназначенное для того, чтобы аннулировать сигналы, поступающие с анализаторов, когда действуешь не в связи с обстоятельствами и даже не в связи со своими целями и интересами - чтобы тревожность не перекрыла возможность продолжать делать начатое.
Это же самое бла-бла-бла используется и ВМЕСТО действий, когда надо бы что-нибудь сделать для того чтобы сохранить возможности, попадающие в область интересов, связанные с целями, приоритетами или ценностями. Можно делать, прямо по списку, прозаично и ориентируясь на реалии, они же обстоятельства - а можно сориентироваться на жизненную философию, и стоять (или сидеть, или лежать) и декларировать. И еще «переживать», «болеть душой», «страдать», «беспокоиться», «быть солидарными/верными/преданными»… нет, все это тоже глаголы, не вопрос. Но какие-то не те.
Видите приколку? Жизненная философия может (и чаще всего так и получается) мешать персонажу быть реально эффективным. Потому что чем круче джип… далее было ранее.
Но почему так получается? Ведь вроде бы она предназначена, философия-то, как раз для того чтобы побеждать жизненные обстоятельства, в том числе внутренние.
Вот именно поэтому, френды мои. Что победа предполагает на входе как минимум конкуренцию. А в норме - так полновесный конфликт, предваряющий оную победу. И еще потому, что победив обстоятельства, а особенно в своем лице, наш «как же такое могло произойти» персонаж выбирает между «слышь, ты! Ты ковбой - ты и прыгай» и… дохлой лошадью, с которой вы не сможете слезть, потому что вы и она - это одно целое.
И это еще будут хорошие случаи. Потому что в них речь идет только об отношениях с собой и о личных планах и перспективах, ну и еще о личных физических кондициях.
Бывает круче. Но перед тем как совать вам всякие мерзости и тыкать в них пальцем, я вам еще про одну приколку скажу. Которая не про декларации - про них мы уже поговорили - а про тот самый, на фиг не нужный, результат. Он ведь есть? Есть. А нужен он зачем-нибудь? Да низачем он не нужен, только глаза мозолит и оскорбляет картину мира. И что же с ним делать? Первым делом, понятно, или развидеть, или отменить. Можно еще попытаться прикрыться от него психологическими защитами. И, если удастся, то сразу же… ну конечно. Зайти на следующий этап реализации все той же жизненной философии.
И вот теперь давайте посмотрим, что такое «бывает круче» и в какие красивые ряды и цепочки оно выстраивается.
Бывает, например,
вот так, причем сплошь и рядом. И хорошо, когда сторона, вопрошающая «как такое вообще могло случиться», просто обивает порог, тратит деньги на разовые сим-карты и висит на ушах и лацканах всех знакомых, пытаясь получить на свой вопрос ответ, очевидный всем, кроме вопрошающего, но вопрошающему мешает ответ увидеть его жизненная философия. Если вопрошающий достаточно настойчив (его джип достаточно крут) чтобы продолжить контакт, который по идее-то уже давно пора признать прерванным и закрыть, то мирного финала не будет, а история кончится
вот так, и если посмотреть по полицейским сводкам, то финалы подобного рода - не такая уж и редкость. И вот мне интересно, к слову, случайно ли в ИМЕЮЩИХСЯ ЖИЗНЕННЫХ РЕАЛИЯХ то, что портал «Дорога к свободе», где собирались и аккумулировались осведомляющие и ориентирующие материалы для жертв насилия (то есть, практически, инструкции на тему, что делать, чтобы не случилось худшего), уже месяц неактивен?
И кстати, к этому вопросу. Если взять масштаб покрупнее, то стратегия «не видеть результата в виде обратной связи извне, пока можно, а потом заткнуть тех, кто ее дает» бывает сначала
такой а потом сразу, в течение жизни одного поколения,
приходит к вот этому виду. Лилит рисовала свой пейзажик на примере Германии перед второй мировой войной, и я не знаю, что имела в виду Моррет, но если что-то иное, чем Лилит, то картинка у нее получилась универсальной, потому что на Германию перед второй мировой она ложится просто на ура. И я думаю, что если внимательно посмотреть на ситуацию в Японии, отличий будет не особенно много… И кстати, если внимательно посмотреть реалии, на фоне которых происходит действие в «Триумфальной арке» Ремарка, то можно увидеть, как жизненная философия чувака на крутом джипе приводит в кювет разных людей в разных сюжетных линиях.
Что интересно, там довольно подробно описан занятный эффект: чем больше раз сошло с рук ДО того как приплызд случился, тем больше спецэффектов будет собрано в финале. Не пошел, когда послали - нарвался через N времени на мордотык; увернулся от мордотыка - поймал более серьезные коллизии на улице, ушел от коллизий на улице - схватил пулю в укромном месте. Да, конечно, это всего лишь роман и уже исторический для ныне живущих; да, конечно, обстановка там военная и правила у нее свои; да, конечно, там все равно все кончилось плохо, и вообще это художественное произведение. Но именно на этом тексте удобнее всего учиться задавать вопрос «что герой не сделал, чтобы это получить».
То есть, каждый раз, обнаруживая персонажа в позе новогодней елки и анализируя его ситуацию, мы обнаруживаем ряд предшествовавших ей случаев, которые были пройдены, но ничему не научили. И пока жизненная философия не изменена или хотя бы не соотнесена с обстоятельствами, она персонажа стимулирует продолжать действия, которые кончаются классическим «ой, как же такое вообще могло получиться». Да вот так и могло. Чем круче джип, тем дальше идти за трактором. Вне зависимости от того, человек это, семья, страна или предприятие/организация.
This entry was originally posted at
http://knjazna.dreamwidth.org/1053513.html. Please comment there using
OpenID.