Oct 10, 2024 22:20
Культура как творческая адаптация.
Когда я в юности училась в медицинском колледже (это был тот недолгий период в начале 90-х, когда только ввели обмен иностранными студентами, и наша 3-летняя учебная программа была построена на финско-шведской программе высшего образования для медицинских сестер, выпустили всего два таких курса), был у нас такой предмет «психосоматическое состояние личности», на котором рассматривалась взаимосвязь между телом, психикой и социумом.
Несколько лекций были посвящены возрастным особенностям (детские, подростковые проблемы, и проблемы людей пожилого возраста). На одной из лекций говорилось о подростковом явлении субкультур (тогда как раз в расцвете были панки и хиппи), и о том, что при нормальном развитии личности ближе к зрелому возрасту люди выходят из этих субкультур.
С точки зрения творческой адаптации (термин из теории гештальт-терапии) любая культура - это одновременно и творчество, и язык коммуникации, и экзистенциальное явление, и адаптация в социуме.
Подростковые субкультуры несут свою особую функцию - функцию сепарации для формирования собственной автономности. И их форма (стиль, особенности) напрямую зависят от контекста, в котором живет эта группа подростков: страна, политический строй, экономические и социальные условия, культурное наследие предков, социальная страта, география, климат). С точки зрения теории поля (тоже термин из теории гештальт-терапии) все эти аспекты обуславливают форму этой творческой адаптации.
В периоде присоединения к субкультуре подросток решает свои проблемы на свой вкус и в соответствии с уже сформировавшимися ценностями, потребностями (или их депривацией), знаниями (или их отсутствием) о мире.
При переходе к зрелости он проходит стадию сепарации от субкультуры, унося с собой некоторый важный для него жизненный опыт, в котором его родители и семья уже не принимали участия или принимали минимальное участие. И этот опыт важен именно этим.
Процесс формирования собственной автономности заканчивается формированием совести, то есть ценностей, границ личности, ответственности и способность различать, где чья ответственность, где начинается и заканчивается личная свобода и свобода другого человека, и приводит к умению считаться и со своими, и с чужими интересами, а также различать ошибку и преступление, то есть формирует представления о безопасности и способность регулировать собственную агрессию. И именно в это время начинается период зрелости.
Так вот, про квадроберов: Думаю над этим явлением как над полевым социальным явлением, творческой адаптацией. Она для меня выглядит как бессознательный пассивно-агрессивный протест детей против безответственности взрослых «мы не будем взрослеть, потому что пример брать не с кого, сначала сами повзрослейте».