Я давно уже смирилась с нашей школой, уговариваю себя, что у нас всё далеко не так плохо и вообще сейчас все так учатся и как-то выучиваются, и даже академиками становятся, а для успехов в бизнесе чаще всего никакие интегралы и "Братья Карамазовы" вообще не нужны. Я взяла себе за правило не вмешиваться, да и Аня уже стала достаточно "самостоятельной" и дистанцируется от меня. Иногда всё же случается по глупости сунуть нос и тогда моё спокойствие взрывается.
Я с самого начала старалась не дать ребёнку какой-то набор знаний, а стимулировать интерес и способность к самостоятельному поиску знания. С большим сожалением вынуждена констатитровать свой полный провал на этом поприще.
Я не знаю, что стало виной тому: моя собственная педагогическая несостоятельность, "насобаченность" школьных учителей на внушение ученикам "правильных" ориентиров или индивидуальные особенности моего ребёнка.
Школа целенаправленно учит детей исключительно в рамках утверждённой ныне концепции "компетенций". Для такого обучения самим учителям никакие знания, тем более стремление к поискам истины, вообще ненужны. Порочность такого метода обучения наиболее ясно становится понятна на примере литературы.
В датской школе предмета "Литература" как такового в приципе нет. Есть предмет "Датский язык" и изучение литературы происходит в рамках этого курса. Структурно изучение литературы основано на последовательном знакомстве с различными литературными жанрами: сказка, фэнтези, поэзия, детектив и тд. Учительница даёт очень кратко некоторую общую информацию о жанре и схему, в которой указаны его отличительные признаки, затем даётся задание прочитать и проанализировать произведение в изучаемом жанре. Произведения выбираются исключительно современные, каких-то никому неизвестных датских писателей руками. Затем ученики должны сами написать своё собственное произведение в нужном жанре. Аня недавно как раз закончила писать детектив.
По завершении своего труда ученик должен по полученной схеме сам оценить своё произведение, в какой степени раскрыт каждый пункт, а далее либо учительница даёт параллельные оценки по этим же пунктам, либо учеников делят на группы и группа ставит баллы.
С литературой это всё, на мой взгляд, имеет очень мало общего.
Аня напряжённо читала какой-то детектив, который все её не слишком интеллектуальные одноклассники дружно оценили как дерьмовый, а я зачем-то поинтересовалась, что им рассказала учительница по поводу жанра детектив. Кто считается основоположником жанра? Каковы отличительные признаки произведения детективного жанра? Основоположниками, конечно, являются Конан Дойл и Агата Кристи, кто бы сомневался, а отличительными признаками являются: преступление, место преступления, улики, свидетели и тд. Позвольте, а чем тогда отличается литературное произведение детективного жанра от уголовного дела?
Пришлось рассказывать про Эдгара Аллана По, читать его первые детективные новеллы. Восемь детективных сюжетов мы обсуждали ещё весной, поэтому пришлось всего лишь освежить информацию. Рассказала о детективных заповедях Рональда Нокса. А самое-то главное - чем же всё-таки литературное произведение отличается от уголовного дела с уликами и свидетелями, но компетенциями ответ на этот вопрос, видимо, не предусмотрен. Какой-то удивительный и отталкивающий формикарий, который был бы мне глубоко безразличен, если бы не затягивал моего ребёнка, но я уже ничего сделать с этим не могу, да и сомневаюсь, нужно ли что-то делать.