Аня наконец-таки прочитала "Три мушкетёра". Как же я ей завидую! Я до сих пор помню начало летних каникул, когда бабушка подарила мне по случаю отличного окончания первого класса красный томик из легендарной БП. Я долго откладывала момент знакомства Ани с легендарной четверкой, мне хотелось, чтобы она читала тот самый томик из моего детства с иллюстрациями Кускова. Аня мой томик решительно забраковала, однако, со словами, что его в руки страшно брать, не дай бог, развалится. Преувеличила как всегда.
Читала она книгу довольно долго, но зато, кажется, выучила наизусть. Мне лично всегда интересно сравнивать собственные впечатления с высоты моего опыта прожитого, прочитанного и прочувствованного со свежими впечталениями неискушённого ребёнка. Аня особенно отметила, что книга интересна вся без изъятия, с первой страницы до последней. В иных книгах бывает затянутое вступление или провисания сюжета, а здесь история равномерно закручивается и непрерывно вьётся, словно нить в руках многоопытной пряхи.
Мы заранее договорились, что по завершении чтения посмотрим фильмы по мотивам романа, благо выбор неограничен - насчитывается чуть ли не полторы сотни экранизаций. Аня выбрала фильм моего детства "Д`Артаньян и три мушкетёра" с Боярским в главной роли. Я не смотрела его уже лет тридцать с гаком и особенного желания освежить впечатления не испытывала, но уступила выбору ребёнка. Сразу хочу сказать, что и в детстве фильм поразил меня до самой высшей степени отвращения. Меня корчило и плющило, пока одноклассницы с восторгом обсуждали:
- Ах, Боярский...
- Старыгин - душка!
- О, Атос...
Ну, что я могу сказать? Меня корчило и плющило от этого редкостного и чудовищного, даже по меркам советского кинематографа, дерьмотворчества точно так же как в детстве. Отвратно всё.
Сценарий лишён логики развития событий романа, это чудовищный бред, который накропали на коленке на скорую руку. Почти половину одной серии просто показывают жрущего и кривляющегося королька. Аня спросила, зачем. Пришлось объяснить, что хронометраж нужно было делать побольше, а денег тратить поменьше.
От пошлейших песенок про "лили-лала" и "пуркуа па" - полклопа челюсти сводит, а от нестройного пения невпопад и в разнобой на уровне сельской самодеятельности уши бантиком завязываются.
Сцены фехтования ассоциируются с пьяным мордобитием, участникам которого совершенно непостижимым образом в руки попали шпаги, они зачем-то тычут ими друг в друга и сами же удивляются.
Убогость декораций и костюмов в связи с нищенским бюджетом картины, поставленной "по заказу Государственного комитета по телевидению и радиовещанию", могла бы отчасти компенсироваться профессионализмом оператора и гримёров, но чего нет, того нет. Напротив, они сделали всё возможное, чтобы изуродовать даже то немногое, что мало-мальски украшало фильм. Как метко сказала Аня, в этом фильме небольно смотреть только на Констанцию и Арамиса, но красавице Алфёровой зачем-то размазали вокруг глаз сине-зелёные тени, Арамиса камера вообще избегала, и если его лицо показывалось, то исключительно перерезанное тенью шляпы.
Все актёры снимались в самых невыгодных ракурсах так, что они казались ещё старше и безобразнее, чем они и без того и были. Я удивилась, что Боярскому было всего 28 лет в момент съёмок, он выглядит в фильме сильно пьющим сорокалетним мужиком. Оператор постоянно крупным планом фиксирует его красное, лоснящееся от пота лицо. Терехову, и без того уже не первой свежести, постоянно показывают с нижнего ракурса, создавая ей двойной подбородок. При этом её жестикуляция и мимика напоминают поведение буйного пациента психушки, у которого заканчивается действие галоперидола, а причёска только усиливает впечатение.
Про подбор актёров я даже говорить не хочу, за балаганные кривляния некоторых действительно замечательных актёров реально стыдно, надеюсь, что они по крайней мере со смущением вспоминают эту страницу своей творческой биографии.