Шпион, выйди вон! Рецензия на лучший фильм года.

Jan 15, 2012 03:49


Итак, обещанное.

О самом нудном за последние лет 10, а может быть и 20 киношедевре. Tinker, Tailor, Soldier, Spy, что в переводе на русский - совсем не "Шпион, выйди вон! ". Но так перевели название романа Джона Ле Карре, по которому и снят фильм, и отсюда возникла дополнительная неразбериха. Tinker, Tailor, Soldier, Spy - детская считалка, вроде "камень-ножницы-бумага", произносят ее с завязанными глазами, шпионом всегда оказывается кто-то случайный, как говорится, на кого бог пошлет. В этот раз бог послал
Нет, не скажу, на кого, вдруг вы еще не видели фильм?  А кто видел, тот знает,- начало было не очень обещающим. Провал операции, бессмысленное и жестокое убийство посторонней женщины с грудным ребенком, а далее... Мы попадаем в Англию 1971 года. Медленно ползут кадры, так медленно, что кажется время обледенело, сошло с ума и начало обратный отсчет. Отсюда-туда, к холодной войне, гонке вооружений, а режиссер решил все переиграть и начать фильм, спустя 11 минут как-будто с чистого листа.


Но так-ли все чисто и безупречно.  Штаб-квартира Ми-6, называемая "цирком", мрачные сине-зеленые стены, канцелярские приборы, безвкусно одетые секретарши, и... В кадре Гари Олдман, он и вправду даже со спины уже старик, оправдывая свою фамилию, а потом, когда он пойдет...Это будет что-то. Отточенные до филигранности движения, небольшая одышка, усталось и ломота во всем теле. Актера, которому едва-едва исполнилось 53, состарили на четверть века. Вот крупным планом лицо, испещренное морщинами подобно лунному кратеру, заметно отвисающие уши, а вот он заказывает у офтальмологов очки. Зрение. Посажено до безобразного состояния, но он по прежнему разведчик, и рвется в бой. Потому что даже такой, старый и покрытый сединою, майор Смайли- патриот Британии, подданный ее Величества, слуга народа. И вот уже спустя мгновение герой Олдмана начинает приводить себя в порядок буквально на ходу - ускоряет шаг при подъеме по лестнице, выпрямляет спину и твердой походкой бывалого солдата входит в кабинет начальника,будто к себе домой. Смайли, отправленный на пенсию - снова при деле. Нюх обострен, пульс учащен, глаза все видят как в молодости. Так я вам еще нужен, -спрашивает он шефа?
Садись Джордж, взгляни - вот доклад Советского командования...Это только тебе по зубам.


Так завязываеся интрига, становится ужасно интересно и возникает вдруг чувство огромной признательности Гари Олдману, какой уровень, что за талант, уснувший на без малого 20 лет после роли Стенсфилда в "Лионе". Того мы все ненавидели, но восхищались гениальностью игры.
К Джорджу Смайли как-то начинаешь сразу привыкать, словно к доброму соседу, проявлять симпатию и любовь, так хочется, чтобы все эти мужчины, у которых руки вечно в карманах, не пристрелили бы его в спину, не дай бог, намеренно или случайно, из быстро вынутого и обнаженного пистолета, потом вдруг появляется Камбербетч, тут же зал пробивает на ха-ха, и кто-то громко объявляет:-" Мистер Холмс, его мать",- народ под стульями, слышатся единичные апплодисменты...


Камбербетч в фильме рыженький, тоже слегка  состаренный гримом и париком, одетый весь в серое, местами похожий на никому не известного здесь пастора Шлага, Ростислава Плятта. Вот Камбербетч и Олдман выходят из здания и садятся не в навороченные тачки и не автобус, а идут пешком, долго и оживленно о чем-то беседуя... Это нам режиссер Томас Альфредсон и его извечный оператор Хойте ван Хойтема показывают, какая же она  была тогда, Англия, в самом начале семидесятых. Вот опять телефонная будка, а вон еще несколько - в сентябрьском Лондоне 2011г. я всего и видала одну, а вон там на чуть отдаленном плане- мамаша с коляской и сигаретой в зубах, И не перебегает, а спокойно медленно и чинно переходит через улицу, на которой почти что нет машин. И Олдман со своим новым напарником все идут и идут, да так пешком и дойдут,попутно успев познакомиться и нащупать общие интересы, до еще одного отставника, которого  надо взять в дело. Сядут уже втроем в машину и поедут в неблизкий путь под названием: "угадай, кто крыса, докажи и уничтожь предателя".

О других актерах: в прессе мощно ругают Колина Фёрта, что, мол, после короля играть в каком-то  фильме - это как-то, странно... Сыграл, и фильм оказался не какой-то, а минимум претендент на 3 а то и на 4 оскара, я почти что уверена. Как когда-то та самая "Телесеть", которую тоже ругали-ругали, да не вышло.  Досталось и Светлане Ходченковой, прежде всего в отечественной прессе, хотя там фильм еще видели единицы, но уже написали вовсю, что, мол, зачем актрису с некрасивой родинкой у губы, да крупным планом, и английский у нее никакой. Вполне нормальный. И родинка удачная. Я считаю, это ее фишка, мало того, что ни с кем не спутаешь, так вот еще и повод для обсуждений. Сыграла она на 9 из 10, не могу представить в этой роли какую-нибудь другую нашу: Гусеву, Боярскую, Акиньшину. Глаза не те, интонации, походка. А главное в них нет  отчаяния, готовности на все ради жизни... ну и любви, ежели повезет и с этим....  А ее партнер, Том Харди, каков гусь? Было видно, как он ее реально хочет затащить в постель, причем хочет актер Том Харди. Не агент Ми-6.


Константин Хабенский получил много больше положительных отзывов. Сыграв лишь эпизод, он, как я считаю, не только не выпал из обоймы великих имен, но и запросто стал "своим". Мы слышим наконец-то, правильный великий и могучий русский вместо невнятной бормотухи Тома Круза или Шона Коннери. Персонаж Хабенского, атташе Поляков - красавец, который их всех обвел вокруг пальца, наш сукин сын, герой Советского Союза и...тоже патриот. Вот еще бы такой же английский в арсенал актера - и тогда от предложений точно отбоя не будет.


О минусах. Фильм перенасыщен рутиной развед-работы, сленгом спецслужб и в нем очень и очень мало динамики. Конечно, никто и не просит разборок в стиле кунг-фу из недавней Killer Elite и ползаний по небоскребам из непонятно еще какой MI-4, The Ghost Protocol, ну хоть что-нибудь, а то лишь пару раз за фильм, когда самолет приземляется и тормозит сантиметрах в 10 от главного героя, зал вздрагивает. Да, этот эпизод конечно, войдет в историю кино как  и хичкоковский "кукурузник", и это не копирование, не подражание, а демонстрация уверенности героя в своем деле, уровне профессиональной подготовки и в своей конечной победе.


И второе, та самая развязка, под песню одного Иглесиаса и далее под музыку его однофамильца - автора основной темы. Музыка в фильме трогательная, и по правде, иногда помогает не заснуть. Так что плюсы-это музыка, ну и все остальное, что я уже перечислила. Думаю, этот фильм заинтересует как несомненно мужскую, так и женскую аудиторию, во всяком случае меня заинтересовал, и автора адаптированного сценария Бриджет О'Коннор тоже. Уже неизлечимо больная, она целые дни и ночи работала над сценарием и успела увидеть премьеру, посвященную ей. Это наверно самое главное счастье. Успеть...

Anna Makhortova, 24 сентября 2011 года, написано в самолете Лондон-Стамбул.

рецензия, dvd, фильм, Шпион выйди вон, кино

Previous post Next post
Up