Продолжение. Начало тут:
http://anna-gorod.livejournal.com/242574.html Глава 2. Отображение феномена дружбы в Священном Писании.
2.1. Прообразы христианской дружбы в Ветхом Завете.
Уже в Ветхом Завете встречаются примеры истинной дружбы, в основе которой - нелицемерная любовь к ближнему. Такая дружба была между Давидом и Ионафаном. Священное Писание раскрывает картину дружбы между юношей Давидом - будущим Царем Израильским, и другим юношей - сыном царя Саула - Ионафаном. Вот какими возвышенными словами Библия говорит об их дружбе: «душа Ионафана прилепилась к душе его <Давида>, и полюбил его Ионафан как свою душу» (1 Цар. 18,1). Это является прообразом евангельской фразы, которая призывает к совершенной любви к ближнему: «Возлюби ближнего твоего как самого себя» (Мф. 22, 39). Здесь дружба представляется не просто как какое-то отношение к другому, но как союз с этим другим, - союз, предполагающий личностное единение. Давид и Ионафан заключили завет своей дружбы и своего потомства навеки: «Господь да будет между мною и между тобою, и между семенем моим и семенем твоим» (1Цар. 20,42). В итоге, их дружба устояла во всех испытаниях (1Цар. 19-20) до самой смерти (2Цар 1.25-25) и навсегда сохранилась в памяти сердца (2Цар. 9.1; 21.7). Их добрые взаимоотношения на веки явились образцом сердечной, глубоко искренней дружбы между двумя людьми: «Давид пал лицом своим на землю и трижды поклонился; и целовали они друг друга, и плакали оба вместе, но Давид плакал более» (1Цар. 20,41). «Скорбная песнь Давида, оплакивающего своего убитого друга Ионафана, принадлежит к числу наиболее волнующих и проникновенных произведений, посвященных истинной дружбе (2Цар 1,19 и след.)». Свт. Григорий Богослов описывает горе Давида: «он проклинает горы, на которых происходила брань, взывая: « Горы Гельвуйския, да не падет на вас ни дождь, ни роса! Как сокрушился лук Ионафанов и сила его!».
О. Павел Флоренский пишет: «Дружба Давида с Ионафаном решительно подымается над уровнем утилитарной дружбы Ветхого Завета и предвосхищает трагическую дружбу Нового».
Ещё один пример такой дружбы в Ветхом Завете - в книге «Руфь». В ней описывается дружба - единение душ - между двумя женщинами: невесткой Руфью и свекровью Ноеминью. Ноеминь пожелала со смертью своего сына отпустить Руфь домой, но Руфь была преданна ей: «… куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой да будет моим народом и твой Бог - моим Богом, и где ты умрешь, там и я умру и погребена буду, … смерть одна разлучит меня с тобой» (Руфь. 1,16-17). Руфь показывает совершенство своей любви к Ноеминь тем, что готова отдать ей всю свою жизнь, всю свою душу, и обещает по убеждению своего сердца быть с ней всегда единой во всем, пока смерть не разлучит.
Несомненно, такая дружба имеет своим источником Бога. Святые отцы пишут о том, что только Бог соединяет сердца так, что они становятся способными любить другого как самого себя.
В книгах Ветхого Завета довольно много говорится о высоком значении дружбы: «Сладок всякому друг сердечным советом своим» (Притч. 27, 9). «Верный друг - крепкая защита; кто нашёл его, нашёл сокровище. Верному другу нет цены, и нет меры доброте его» (Сир. 6, 14-15). «Друг любит во всякое время и сделается братом во время бедствия» (Притч. 17:17).
Мудрый царь Соломон пишет о том, что дружба - это, прежде всего, искренность душ: лучше искренние укоризны от любящего, чем лживые поцелуи от ненавидящего (ср. Притч. 27,6). Таким образом, основа дружбы - не столько в полюбовном обращении, сколько в искренности между любящими душами. Друзья воспитывают и наставляют друг друга, истинный друг - это воплощённая наша совесть, в которой отражается и ясно видится, как всё хорошее в наших мыслях, намерениях и действиях, так и всё дурное.
Премудрый Сирах не напрасно сказал: «Верный друг - врачевство для жизни, и боящиеся Господа найдут его» (Сир. 6,16). Царь Соломон тоже говорил об этом: «Железо острит железо, и человек изощряет взгляд друга своего» (Притч. 27,17), «Как в воде лицо - к лицу, так сердце человека - к человеку» (Притч. 27,19).
Ещё один пример настоящей человеческой дружбы мы встречаем в книге Иова. Три верных друга Иова, услышав о несчастиях, постигших его, пришли утешить его в горе: «И, подняв глаза свои издали, они не узнали его; и возвысили голос свой, и зарыдали; и разодрал каждый верхнюю одежду свою, и бросали пыль над головами своими к небу» (Иов 2;11). По утверждению св. Максима Исповедника: «верный друг несчастия друга считает своими и терпит их вместе с ним…».
Друзья Иова не смогли найти слов, чтобы утешить своего друга: «… и никто не говорил ему ни слова, ибо видели, что страдание его весьма велико» (Иов 1:13). Святитель Иоанн Златоуст так комментирует данный отрывок Священного Писания: «Душа, внезапно пораженная скорбью, бывает совершенно неспособна к тому, чтобы слушать… Они пришли с целью утешить; но, не находя способа выполнить это, замолчали; и это сделали разумно, утешая его своими поступками - присутствием, разодранием одежд. Все это хорошие, достойные друзей свидетельства сочувствия».
Понятие дружбы имеет общечеловеческий характер. Люди всех времён и народов почитают дружбу величайшей социальной и нравственной ценностью. «И христиане, и иудеи, и язычники восхваляли дружбу в её утилитарном, воспитательном и житейском моменте». Вот как говорит о ней Священное Писание Ветхого Завета: «Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадёт один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадёт, а другого нет, который поднял бы его» (Еккл. 4, 9-10). Во все времена неотъемлемыми чертами истинной дружбы считались: верность (Притч. 17,17; Притч. 27,6), любовь и поддержка (Притч. 18,24; Еккл. 4,10; Деян. 24,23), утешение в горе (Иов 2,11; Ин. 11,33-36), назидание (3Ин.5; Иуд. 17,20-21). Но, прежде всего, дружба предполагает верность: «Не покидай друга твоего» (Притч. 27,10). «Не оставляй старого друга, ибо новый не может сравниться с ним: друг новый - то же, что вино новое; когда оно сделается старым, с удовольствием будешь пить его» (Сир. 9,12-13). «Не забывай друга в душе твоей, и не забывай его в имени твоем» (Сир. 37,6).
Чаще всего человеческая дружба заключается в ношении немощей друга своего, в деятельной любви к нему, оказании помощи, поддержке: «прежде, нежели умрешь, делай добро другу, и по силе твоей простирай твою руку, и давай ему. Не лишай себя доброго дня, и часть доброго желания да не пройдет мимо тебя» (Сир. 14,13-14).
Искренность в отношениях с другом напрямую зависит от доверия ему. Друг - человек, которому можно открыть все тайны своего сердца, веря этому человеку как самому себе. Но здесь неизбежна тема предательства: «Человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту» (Пс. 40,10). Ветхозаветная мудрость говорит нам о том, что «поношение, гордость, обнаружение тайны и коварное злодейство могут отогнать всякого друга» (Сир 22,25). Ветхий Завет не знал евангельского всепрощения «до седмижды семидесяти раз» (Мф. 18,22). Поэтому сын Сирахов говорит: «… если откроешь тайны его, не гонись больше за ним. Ибо как человек убивает своего друга, так ты убил дружбу ближнего. И как ты выпустил бы из рук твоих птицу, так ты упустил друга, и не поймаешь его. Не гонись за ним, ибо он далеко ушел, и убежал, как серна из сети. Рану можно перевязать, и после ссоры возможно примирение. Но кто открыл тайны, тот потерял надежду на примирение» (Сир. 28,16-22).
Дружба имеет немаловажное нравственное значение. Тот, кого мы называем другом, оказывает огромное влияние на нашу душу, ибо «…каков он сам, таким делается и друг его» (Сир 6,16). Царь Соломон предостерегает от опасностей дурной дружбы: «Не дружись с гневливым и не сообщайся с человеком вспыльчивым, чтобы не научиться тебе путям его и не навлечь петли на душу твою» (Притч. 22,24-25). А в Третьей книге Царств мы видим как молодой царь Ровоам совершает большую ошибку, слушая советы своих друзей, и отвергая мудрые советы старцев (3 Цар. 12, 8-14). Святитель Иоанн Златоуст пишет по этому поводу: «Как тела часто погибают от заразы испорченного воздуха, так точно и душа часто терпит вред от общения с людьми порочными… Потому и пророк говорит: «Не сидел я в собрании суетном и к нарушителям закона не войду» (Пс. 25, 4). И Иеремия ублажает того, кто «сидит уединенно и молчит» (Пл. Иер. 3, 28). Также и в Притчах много говорится об этом и убедительно внушается всем, что нужно не только уклоняться, но и бежать от людей, советующих злое, и не общаться с ними… Поэтому не будем считать маловажным вредом общение с вредными людьми, но прежде всего другого станем избегать таких людей, хотя бы это были друзья. Оно погубляло и великих мужей, каковы Соломон и Сампсон, оно развратило и целый народ Иудейский».
Следовательно, есть дружбы обманчивые, которые не созидают, а разрушают человеческие души. Ветхий Завет учит нас быть трезвыми в выборе друга (Сир 6.5-13; 12.8-13.23; 37.1-5), а иногда даже проявлять некоторое недоверие: «Берегитесь каждый своего друга и не доверяйте ни одному из своих братьев; ибо всякий брат ставит преткновение другому и всякий друг разносит клеветы» (Иер. 9,4). Конечно, здесь пророк Иеремия говорит относительно современных ему людей, но и в наше время настоящие друзья - большая редкость, которой нужно дорожить.
В целом, примеры дружбы в Ветхом Завете предвосхищают истинную христианскую дружбу, явленную в Новом Завете. А мудрые изречения о дружбе ветхозаветных мудрецов были и будут актуальны и назидательны во все времена.
2.2. Образы дружбы в Новом Завете.
Господь Иисус Христос явил человечеству совершенную любовь, содержание которой - в «положении души своей за друзей своих» (Ин. 15, 13). Святые отцы говорят о том, что «дружба есть высшая степень любви».
В Евангелии есть поучительный рассказ о том, как Спаситель исцелил расслабленного, тяжко больного человека за веру его друзей: «пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный» (Мк. 2, 3-4). О. Сергий Николаев так комментирует данное место Нового Завета: «Удивительно трогательная картина, пример деятельной любви и заботы о близком человеке. Увидев невозможность внести больного в дверь, друзья не повернули обратно, но нашли остроумный выход: влезли на крышу, да еще прокопали в ней отверстие. Не остановило их и то, что подобный поступок должен был выглядеть странным в глазах окружающих. И любовь четверых имела плод - больной получил исцеление».
В Священном Писании Нового Завета другом Божиим был назван Лазарь, которого Господь воскресил из мертвых (Ин. 11, 1-45). Интересно толкует этот эпизод Священного Писания митр. Антоний Сурожский. Он говорит о том, что каждый из нас, как и Лазарь, является другом Божиим; и в каждом из нас когда-то жил этот друг. Но потом, в течение жизни, в нас истощилась сила этого друга Господня: «часто мы чувствуем, что в нас, словно во гробе, где-то лежит, страшной смертью пораженный, - четверодневный друг Господень, тот, который умер, к гробу которого сестры боятся подойти, потому что он уже разлагается …». И над этим другом, как Марфа и Мария, сетует наша душа. Но Господь повелевает Лазарю «встать» из мертвых: это образ для нас. Он нам говорит: «Не бойтесь! Я - воскресение и жизнь! Тот друг Господень, который в вас жил, который в вас есть, который кажется безнадежно мертвым, от одного слова Моего может воскреснуть - и поистине воскреснет!». Иными словами, Лазарь - это образ того лучшего, что заложено Богом в каждом из нас, той потенциальной святости, к которой мы призваны. А святость - это и есть дружба с Богом.
Но дружба с Богом неразрывно связана с дружбой между людьми: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35), - говорит Господь. Об этом пишет протоиерей Сергий Николаев: «Когда мы встречаем дружественных между собой, то сам вид их радует нас и умягчает сердце. Потому что, где любящие - там Господь».
Указание на то, с кем можно, а с кем нельзя заводить дружбу, святые отцы видят в словах Господа: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» (Ин. 15,14). То есть дружба с Богом возможна только при исполнении Его заповедей, и следствием этой дружбы является совершенная дружба с людьми.
Но есть и иной род «дружбы». В библейской энциклопедии Брокгауза читаем: «Вражда против Господа Иисуса Христа также может создать основу для дружбы, но эта дружба будет смертельной»: «Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату. И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою (Лк. 23, 11-12). - «Такая дружба не есть дружба, но соединение злобы и заговор», - пишет святитель Тихон Задонский.
Истинная же дружба основана на добродетели, такой друг «о счастье друга не иначе радуется, как о своем собственном, и в несчастье не иначе принимает участие, как если бы он сам собственно страдал», - пишет митрополит Платон.
Евангелие говорит о том, что основание дружества - в жертвенной готовности служения близким по духу людям: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15,13). «Вот высота, к которой нам заповедано стремиться на земле и которой мы должны поверять самих себя во взаимоотношениях с друзьями: единомыслие, доверие и жертвенная любовь». Эту жертвенную любовь до умаления Господь являет нам Своим личным примером: «В Евангелии описывается поразительная сцена умовения ног. (Ин. 13, 1-15). Иисус не произносит слова «друг», но делом являет Свое дружество. Умовение ног - совсем не героическое деяние, это жест прислужника, повседневная работа раба, встречающего господина. Христос исполняет Свою же заповедь: «Больший из вас да будет вам слуга» (Мф.23,11). Умовение ног - самое высокое выражение дружбы как избрания», - пишет священник Владимир Зелинский. Господь говорит апостолам: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15, 13). Такова дружба с Богом, такова и с человеком: ей невозможно состояться без взаимной открытости и доверия. От друга не будешь сокрывать ничего. Протоиерей Артемий Владимиров пишет: «Потому он и называется другом, что, разделяя твои мысли и любя тебя во Христе, готов быть твоим сотаинником». Первыми такими друзьями Господа Иисуса Христа были Его ученики, которым Господь, «как другом Своим, преподал совершеннейшее благословение».
Спаситель обращается к апостолам на Тайной Вечере: «Вы друзья Мои …» (Ин. 15, 14). Эти слова звучат как награда и означают обетование спасения и встречи. Верные ученики Христовы «пребыли с Ним в напастях Его» (Лк. 22, 28), поэтому Господь говорит им все, что слышал от Отца Своего (Ин 15.15). Но «от такой дружбы по собственной воле отсекает себя Иуда, - пишет о. Владимир Зелинский, - ибо дьявол во время вечери вложил в сердце его мысль о предательстве» . Иуда предал дружбу с Иисусом Христом еще раньше, чем предал Его Самого: «Но даже от Иуды не отрекается Иисус, называя его «другом» (греч. «гетайрос»), в значении «сотоварищ», «спутник» (Мф. 26, 50). Иуда уже не друг Иисуса в Пасхе, но все еще друг Его в пути. Это слово как бы оставляет ему последний шанс, которым он не воспользовался». Таким образом, Иуда, предав дружескую любовь к Господу, - предал и обще-человеческую любовь к Нему. В то время как ап. Петр, также отказавшись от Господа как от своего друга, не отрекся от Иисуса, как от Сына Божия, не сказал, что отказывается от веры в Него как в Мессию. Таким образом, предательство дружбы с Богом ап. Петра отличается от Иудиного предательства тем, что Петр оскорбил Господа, только как друг своего друга, и потому нуждался лишь в новом завете дружбы», в то время как Иуда предал Господа безвозвратно. О. Павел Флоренский говорит о том, что Господь Своим трехкратным вопросом: «Симон Ионин, любишь ли ты Меня?» ( Ин. 21, 15-17) - восстановил дружеские личные отношения с Петром.
Верным Христу до самого Креста был апостол Иоанн Богослов, - «ученик, которого любил Иисус» (Ин 21, 20), он был подлинным другом Спасителя и не предал Его, несмотря ни на что.
«Союзом любви апостолы Твоя связавый, Христе», - поет святая Церковь. Апостолы - Его верные друзья, - терпя многоразличные искушения, продолжали следовать за Спасителем. Господь открыл им все тайны, которые они могли вместить: «Вам дано знать тайны Царства Божия, а прочим - в притчах» (Лк. 8, 1). Но Апостолы были не только сотаинниками Спасителя, но и Его соратниками, потому что Он поручил им продолжить Свое дело: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19-20). Здесь тема дружбы обретает смысл единства, - такого, как в ратном деле, в котором этим единством живут и готовы отдать за него свою жизнь.
Господь освящает Себя, чтобы были освящены в истине двенадцать - Его Церковь: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17, 21). В первосвященнической молитве Господь говорит о том дружеском единстве, которое смогло перевернуть весь мир, ведь апостолы свидетельствовали миру о любви Христовой. Схиархимандрит Софроний (Сахаров) пишет, что «нет свидетельства более страшного, чем свидетельство о любви, и нет проповеди более вызывающей, чем проповедь любви».
«Дети!» (Ин. 21, 5) - обращается Христос к апостолам, ибо они поистине чада Его. Но ведь и Сам Христос - Сын, поэтому можно сказать, что святые апостолы разделили со Христом Его сыновство со всеми призваниями и служениями: «Это сыновство вписывается в евангельское слово «друзья»: «Вы друзи Мои есте…» (Ин. 15, 14). Внутренний объем этого слова огромен, - пишет священник Владимир Зелинский, - он превосходит все, что было сказано о дружбе за пределами Евангелия».
Таким образом, Новый Завет являет миру преображенную дружбу, которая представляет собой совершенную любовь. Эта любовь трагична, потому что она предполагает самозабвение и жертвенность. Но тот, кто не имеет любви не свободен, - от своей воли и от самого себя.