В своем телеграмм канале (дисперсия каргинизма
https://t.me/karginizm эксперт по Ближнему Востоку и Израилю Александр Каргин написал:
"Прочёл парочку статей от «видных» педагогов о вреде и недопустимости манипуляций в отношении детей (дескать, это неэтично по отношению к личности ребенка) и поскольку сам когда-то заканчивал педагогический, то хочу вставить свои пять копеек.
Если вкратце: ад и бред, это вполне рабочий и не слишком травматичный метод.
А теперь подробнее.
Берусь утверждать, что манипуляция - одна из несущих конструкций воспитания.
Глобально манипуляция - абсолютно естественная вещь, пронизывающая все сферы жизни человека и в немалой степени способствующая развитию общества.
Ну а если смотреть в рамках педагогики, то важно оговорить один момент: манипуляции в процессе воспитания не являются манипуляциями в полной мере.
Общее определение гласит, что манипуляции - это тип психологического воздействия на человека с целью достижения от него выгодного манипулятору поведения - и именно здесь кроется основное отличие. Родители, манипулирующие детьми, делают это не из корыстных побуждений, а исходя из интересов детей.
Гуманистическая повестка гласит, что манипуляции ущемляют свободу детей. Если рассуждать логически, то позвольте, любое воспитание ущемляет свободу детей - не даёт им пальцы в розетку засовывать, песок из ведёрка жрать, папиной кредиткой расплачиваться без спроса - сплошное подавление свободы воли.
Детские манипуляции, хочу заметить, чаще всего направлены именно на либерально настроенных родителей, считающих, что неэтично использовать по отношению к детям такие «низкие» приемы. Дети - не идиоты, они четко понимают, что, как и с кем можно себе позволить, и очень быстро учатся играть на маминых-папиных слабых сторонах, чтобы получить желаемое и избежать неприятного.
Воспитание как таковое направлено в основном на социализацию ребенка, на то, чтобы он дошел до взрослой жизни живым, здоровым и, по возможности, счастливым, чтобы смог адекватно и самостоятельно прожить эту жизнь. Делать свой свободный выбор - очень полезное умение, но есть один нюанс: родители в ответе за детей как раз потому что дети еще не в состоянии ответить за себя самостоятельно. И по той же причине они не могут принимать важные решения, исходя из собственного видения.
Что лучше в такой ситуации - жестко настоять на своем (вероятно, через скандал и ссору), разрешить решать самому и надеяться на детскую сознательность или аккуратно натолкнуть ребенка на единственный правильный вариант?
Манипуляции представляются мне достаточно гуманным - и очень действенным - воспитательным приемом, проверенным на абсолютном большинстве из нас".
Александр пригласил читателей поделиться своим мнениям, и я написала:
"Совершенно с вами согласна. Уже десять лет давала в России авторский курс для родителей «Целый-невредимый», и в семинаре «Главные ошибки хороших родителей» именно об этом и говорила. Манипуляция вид помощи, медицинский термин, как и толерантность. Первая, спасительная, отвергается, вторая, убийственная, объявляется перспективной, это, к сожалению, комплементарные тенденции воздействия на людей последнего, как минимум, десятилетия. Занятым взрослым очень удобно было уверовать в то, что грубо-неправильно в том и другом случае влиять на формирование детей . Как результат - мы видим буквально деградацию воспитательного процесса, слом родительского авторитета и уничтожение института семьи. Только сейчас в России становится возможным открыто говорить на эти темы, а в Израиле за полгода моей жизни там я едва находила одного на сотню взрослого, который соглашался хотя бы выслушать меня. Я очень рада, что вы пишите об этом".
Действительно, сейчас становится возможным говорить конструктивные вещи, хотя еще сидят "на местах" всякие деятели собственных задов, которые готовы на корню давить любую здравую мысль, лишь бы удержать эти самые зады в своих рабочих креслах. Последние годы я пару раз была на грани того, чтобы впасть в уныние, в такие мы въехали времена, такая чернуха неслась с экранов, к такому призывали дипломированные психологи, продвигавшие западные методики и уверовавшие в них. Понимая причинно-следственные связи, можно было подумать, что кто-то наверху, кто точно не из светлых сил, побеждает в битве с разумным и правильным, стремясь уничтожить человечество. Год назад в Израиле мне было больно смотреть на то, что упоенные своим "европейством" взрослые делают там над детьми. Я рассказывала
в рубрике Выбор, как нам жилось в Израиле, и в одном из постов - до какого абсурда дошло там отношение к детям. А у нас я особенно остро чувствовала, к какой катастрофе идет общество, когда ко мне на консультации приходили потерявшие ориентиры подростки, которые не знали уже ни кто они они - мальчик или девочка, ни зачем семья, ни что такое Россия, ни нахрен надо заводить семью, а тем более рожать детей и за кого-то там отвечать. Я рассказывала как-то, что у меня была всего одна неудача, когда родитель привел своего ребенка без предварительной беседы со мной. Это было мое упущение, я не остановила его, услышав, что он, ничего еще мне не рассказав, тащит парня с собой. В остальных случаях диалог происходил, результаты появились, тут у меня есть, где перекреститься.
В России сейчас, слава Богу, здравый смысл просыпается. Куда же мы денемся без манипуляций, распознав уже, к чему приводит толерантность. Ни одной операции успешно не проведем, с места вперед не сдвинемся, а вот назад покатиться - к озверению, это запросто. Другое дело, как врачей учат не только держать скальпель, а еще точно знать, когда и куда его прикладывать, так и взрослых людей, становящихся родителями, надо обучать воспитанию, потому что воспитание это серьезный и важный предмет, и сейчас он должен, как минимум, развеять морок западного бреда, который успел затуманить умы многим. Но все же мы покрепче, да и нас побольше, на всех сеть не набросишь.
Канал Дисперсия Киргинизма один их моих любимых. Иногда ночью только его и прочитаю. Александр, даже если пишет о трудном, умеет там сказать, что не остается тяжелого на душе. Не всегда есть силы что-то еще принять на спину.
UPD: а вот, кстати, сегодня же читаю пост.
https://lady-ikx.livejournal.com/659165.html?utm_medium=email&utm_source=JournalNewEntry Если убрать терминологию, а всмотреться именно в смысл, то в нем мы увидим суть воспитания. Взрослые должны учить детей правильно реагировать на события мира. Для того, чтобы это стало возможным, нужно самим взрослым научиться реагировать правильно. То есть, нужно смотреть, для чего мы делаем каждый шаг, куда он ведет, учиться и учить думать о последствиях своих шагов, причем иногда - думать, как в шахматах, далеко вперед. Это совершеная антитеза тому, что в последние годы продвигала мода.
Тут можно возразить, что думать над каждым шагом, это же с ума сойдешь. На такие мои слова в детстве моя матушка возражала, "чтобы сойти с ума, надо иметь с чего сходить". И добавляла: "Так что, тебе опасаться нечего".