Блогерская болтовня без малейших претензий на рецензию.
Когда полгода назад я попала на «Спартак» с Иваном, я начала
свой отзыв с того, что «сижу перед пустым экраном и не знаю с чего начать». Свойство этого балета что ли такое? Я могу и теперь начать с того же. Причем собиралась с мыслями четыре дня и толком так, кажется, и не собралась. Правда, надо отметить, что здесь свою роль еще играет наработка мной «балетоманского» стажа, опять же регулярное чтение отзывов опытных, искушенных и талантливых сообщников здорово подтачивает щенячью уверенность в своей неофитской правоте… «Чем больше я знаю, тем больше я понимаю, что ничего не знаю». Но, тем не менее, сформулирую свои мысли, не претендующие ни на что, кроме того, чтобы выразить чистые эмоции, не обремененные лишними, да и не лишними, знаниями.))
Первой эмоцией было неверие и изумление от очередного поворота ко мне кармического коромысла, благодаря которому я вообще на спектакль попала. На форуме уже иронизировали по поводу того, что я никуда заранее не собираюсь, все случается внезапно. Я себе и на этот раз не изменила. Причем то, что я иду, выяснилось за полчаса до начала. В этой связи несказанно благодарю Светлану - она совершенно невольно подарила мне два спектакля вместо одного. Детали оставлю при себе))
Итак, я, сама не веря своему счастью, вошла в театр, и почувствовала, что за без малого два месяца соскучилась. Может, конечно, это скоро пройдет, но пока я точно «подсела»… Основным симптомом можно было бы считать то, что я вообще повторно кинулась на спектакль, который видела в этом же сезоне и почти с этим же кастом… Формируя свой билетный флеш-рояль, я твердо решила, что буду смотреть разное и разных, ибо и бэкграунд еще мал, и любимчиков особых нет, да и я еще не готова к отсматриванию трех-четырех составов спектакля с целью сравнить нюансы… В том, что я вообще напряглась по поводу апрельских спектаклей Вани, был виноват Дон Кихот, на котором мое балетоманское счастье мне изменило, я на него не попала. Так что второй Спартак отчасти еще должен был служить компенсацией за моральную травму, а она была довольно чувствительна.
Было очень уютно угнездиться в кресле, все кругом уже такое родное, капельдинеры знакомы в лицо, обзор шикарный, народ кругом милейший… Так что большую половину первого действия я просто пребывала в невероятном подъеме от того, что тут нахожусь. Подъем усугублялся удовольствием от отличного ракурса - в первый раз я смотрела спектакль снизу-сбоку-стоя- изогнувшись, теперь сцена была как на ладони, и я могла оценить весь рисунок спектакля и множество ранее не замеченных деталей. Минусом было то, что для того, чтобы увидеть мимику, все же далековато, более того, я так и не разглядела, в гриме ли был Влад Лантратов, помнится, осенью его серьезно преображали.
Итак, впечатления от самого спектакля. Тут меня ждала серьезная подножка в виде отсутствия эффекта новизны. Я несколько раз до того совершала одну и ту же ошибку - смотрела накануне спектаклей записи с великими, и потом воспринимала происходящее весьма критично. На сей раз по поводу главных героев у меня возникло стойкое ощущение, что я это уже видела, и внимание само собой переключилось на пару Эгина-Красс. Но я не могу быть несправедлива к Ивану и Марии. Они были прекрасны. Он - брутальный, мощный, страдающий, она - трепетная, гибкая, любящая… Наверное, самым правильным здесь было бы отослать
к моему отзыву на осенний спектакль, потому что все, для чего я там нашла слова, чтобы описать свое потрясение - все это было. Не было только эффекта такой силы, для меня лично, во всяком случае. Вот так скупо(( Горячие поклонники, извините, мне правда ОЧЕНЬ понравилось…
Красс - Владислав Лантратов. Для меня открылся совершенно с другой стороны. Неоднократно помянутой уже осенью я внимательно посмотрела его Красса в трансляции и не приняла совершенно,
даже резка была к нему. Приняла ли я его Красса теперь? Нет. Но я приняла Влада. Так случилось, что мне удалось взглянуть на кусочек «Утраченных иллюзий», когда была прямая трансляция, жаль, что только на кусочек, но я не теряю надежды выбрать время и посмотреть весь спектакль. Там Влад предстал в совершенно другом амплуа и то, что я увидела, показалось мне удивительно органичным… Теперь, когда я смотрела на его Красса, я видела за ним Люсьена… Зачем на романтичного, изящного, утонченного молодого человека надевать образ брутального полководца - для меня осталось загадкой, ибо ну не вижу я, как за ним могут пойти войска. Но таких загадок, похоже, полно на каждом шагу, пережила же я
Щелкунчика-Ваню, например… Даже удовольствие получила))
Так что, как только я сказала себе, что не надо искать в Крассе актерской достоверности, а просто сидеть и наслаждаться линиями-прыжками, я немедленно приблизилась с состоянию дзен. Влад очень, если можно так сказать, фресочно-графичен, его линии - красивы и выверены, его прыжки изумительны, хочется фотографировать его в полете... И он очень щедро растрачивает энергию на партию. Это я отметила на контрасте с Крассом Игоря Зеленского, ну кто видел - тот понял…)) Хотя, там был именно Красс, в которого я влюбилась всей своей полигамной женской натурой))) (Что-то я в этом сезоне постоянно в кого-то влюбляюсь, и хоть бы раз - в одну воронку…) Что меня еще порадовало - я не заметила, чтобы Влад переигрывал. Может быть, это ощущение возникло раньше от крупных планов в трансляции, не знаю, но сейчас мне показалось, что он был естественнее, и так гораздо лучше. Не надо с его фактурой и пластикой строить из себя мачо и вершителя судеб, это получается карикатурно. Пусть его Красс будет молодым, амбициозным, горящим, пробующим зубы, но не надо добавлять претензий на величие и мудрость, которых нет…
Эгина - Мария Александрова. Для меня - центр спектакля. Точнее - не спектакля Спартак, а просто действа, происходившего на сцене. Потому что, я бы не сказала, что это была Эгина. Удивительно, но при полной органичности и попадании в образ Спартака и Фригии, Красс и Эгина были оба - не из этой оперы. Точнее - не из этого балета)) Да и друг с другом они существовали скорее параллельно, чем вместе. Я бы в заголовок вынесла «Эгина из другой эпохи». Как подобрать слова человеку, который об эпохе предыдущего поколения танцовщиков Большого судит только по записям? Я на разных ресурсах прочла очень много про то, что БТ уже не тот… И, увидев Марию Александрову, соглашусь.
Прошу сразу простить меня более опытных балетоманов, я опираюсь только на свои ощущения. И эти ощущения говорят мне, что Мария танцевала совершенно иначе, чем все, абсолютно все, кто был с ней на сцене. По сравнению с ней все были ПРОЩЕ. На каком уровне это проявлялось - это касается не элементов танца, не рисунка роли, это касается каждого движения, в его проработанности, законченности, закругленности какой-то, это касается глубинной школы или культуры движения. Я пытаюсь анализировать и подбираются только ассоциации, со звуком например. Который может быть одномерным, плоским, как дудение рожка, а может быть богатым, объемным, окрашенным обертонами, как звон колокола… Вот таким объемной, многомерной, несущей в себе десятки полутонов и дополнительных вибраций мне показалась пластика Марии. Я намеренно говорю - пластика, потому что танец был нанизан на эту школу, на это владение телом сверху, следующим слоем должна была быть роль, но это было уже не важно… Ее появление рождало в моей душе ощущение волшебства, просто за счет распространяемых вибраций, слетающих с кончиков пальцев в каждом взмахе рук, неуловимо, но точно посланном и доигранном всем телом, завершенном, закругленном, единственно верном. И оставалось впечатление, что все это делается играючи, с партнерами, со зрителем, она как будто дает понять, что может еще прибавить, но тогда, как Джулия Ламберт с красным платком, просто отвлечет на себя все внимание… А может, это я так мучительно многословно пытаюсь объяснить понятие «класс»?.. Еще в сторону хочу заметить, вот эта мягкость, завершенность и многомерность движения - нет ли отголосков этой школы у Анжелины? Это вопрос к знающим людям, я читала о том, что Мария Александрова считается носительницей московской школы, уважаемые специалисты, вот это и есть - ее проявления?
Про Эгину. Я теперь видела трех. И мне наиболее органичной в этой роли показалась Мария Аллаш - жесткая, циничная, коварная. Честолюбивая - но зависимая от Красса - Зеленского. Они, кстати, были отличной парой. Хотя, этого Красса я бы им всем в пару пожелала)) Идеальная Светлана Захарова сыграла отстраненное «что я, совершенство, делаю в этом борделе?». Мария Александрова… Очень любят цитировать фразу из Войны и Мира о том, что Наташа Ростова не удостаивала быть умной. Как мне показалось, Мария не удостоила сыграть Эгину. Она по всему - по самоощущению, по характеру, по пластике - была вне и немного над. Зато она удостоила показать другой балет… Восхитительный. И еще - мне все время хотелось надеть на нее пачку)).
Про кордебалет я традиционно могу говорить только восторженно. Про сам спектакль - тоже, но все дифирамбы Григоровичу и Вирсаладзе я уже спела раньше. Так что это было ожидаемо прекрасно. Но до третьего раза я, пожалуй, сделаю паузу подлиннее.
А пока - небольшой фотоулов.
После второго действия
Эгина - Мария Александрова
Эгина и Красс- Владислав Лантратов
Спартак - Иван Васильев, Фригия - Мария Виноградова
Финальные