Иван Грозный. Большой театр. Лобухин, Никулина, Родькин.

Nov 25, 2013 08:04

Странное послевкусие… Великий спектакль, в котором заложена феерическая мощь и могут быть раскрыты невероятные бездны, и исполнение, которому до этой мощи и этих бездн - прибавлять, прибавлять и прибавлять…




Не устаю снова и снова восторгаться гением Григоровича и Вирсаладзе. Этот балет практически самодостаточен и остаться равнодушным к нему невозможно. Реальная, пронзительная и трагичная история уже сама по себе до предела сжимает пружину действия, задает звеняще натянутый нерв. Четко, широкими и чистыми мазками прописаны образы, причем не только центральные. При многолюдности спектакля на сцене нет толпы, целостно и завершенно определены характеры групп - бояр, девушек, воинов, опричников, ликов смерти, скоморохов. Каждому персонажу, каждому повороту сюжета соответствует своя тема, своя краска. Я уже писала в отзыве на «Спартак», что в балетах Григоровича либретто можно не читать, настолько все будет рассказано со сцены языком танца, здесь я могу только снова это повторить…

Сумасшедшая сценография Вирсаладзе. Если снимать каждый миг балета по отдельности - каждый кадр будет произведением искусства. Это настолько же красиво, насколько драматургически и настроенчески точно. Мощный и доминирующий центральный пьедестал, на котором проходит жизнь царя, три круглых полупрозрачных занавеса, зонирующих сцену - как барабаны судьбы, из которых появляются и в которые уходят люди и события, колокольные веревки - словно занавес, и сами колокола над всем действом - как равноправные герои спектакля и вестники радости и беды… Изумительно стилизованные под эпоху костюмы, в которых девушки - кротки, бояре - косны, витязи - воинственны, опричники - зловещи, а сам царь - сгусток боли и страдания. И вот всю эту красоту, обладающую потенциалом вынуть и унести душу, заполняют и оживляют исполнители.

Михаил Лобухин - Царь. Я увидела опытного и высококультурного танцовщика, который старательно и качественно исполняет хореографический текст. Я не знаю, что именно тому причиной, природная ли сдержанность Михаила, или его измотанность к третьему подряд спектаклю - но эмоционального контакта с его персонажем у меня не случилось. Правда Михаилу опять не повезло - его Спартака я смотрела после Васильева младшего, а Грозного - после записи Васильева старшего. Так там вообще от Грозного был катарсис. Здесь же о его чувствах я догадывалась разумом, а не сердцем, а победный пролет после сражения не убедил меня в том, что это триумф победителя. За исключением, быть может, самой последней картины со скоморохами, когда, как мне показалось, Михаил сам понял, что скоро конец, и перестал экономить силы и эмоции. Тогда да, возник и нерв, и страдание, и неприглушенная издевательская жестокость к врагам - в общем, возник характер. Конец был сильным.

Анна Никулина - Анастасия. А вот она понравилась. Я не поняла ее Фригию, она показалась мне равнодушной, в Анастасии я увидела ее совсем иначе. Кода она танцевала, у меня в голове возник эпитет - «хрустальная». Чистая, почти бесплотная мечта, видение, прохладный серебряный ручеек в выжигаемой пустыне души царя. Был чудесный дуэт «с платочком», очень нежный и целомудренный одновременно, и действительно о любви. Смиренное ожидание, праведное счастье не для посторонних глаз, кроткое приятие смерти, и конечно, душу рвущее явление мертвой Анастасии - Анна станцевала чистого и безгрешного ангела.

Денис Родькин - Курбский. Красавец))) Честно говоря, чувствовалось, что они с Грозным, мягко говоря - не ровесники и не соратники… Мне персонаж Дениса увиделся молодым воином, основной проблемой которого стала потеря любимой женщины. Он горяч, отважен в бою, уже снискал уважение, у него все получается само собой и судьба ему благоволит. Но он никак не один из политиков и царедворцев, вечно копошащихся у трона, и не злодей, чаша с ядом оказывается у него в руках скорее под влиянием порыва и по юношескому неумению предвидеть последствия своего безрассудства. Когда он видит смерть Анастасии, то на какой-то момент приходит в ужас, но его герой оставляет ощущение, что там, куда он сбежал, этот этап жизни вскоре забудется и все у него будет хорошо)).

Девушки произвели очень сильное впечатление в первой сцене выбора невесты. Они так вышли, что просто дыхание перехватило от восхищения. Вообще кордебалет был на высоте, но мужчин все же оценю на четыре из пяти. Мне показалось, что в том же Спартаке все было почетче и экспрессии было больше. Может быть, тоже устали за три спектакля.

В сухом остатке - все были неплохи, но «неплохо» - не уровень для этого спектакля. Мне не хватило эмоций. У этой постановки такой потенциал, что при соответствующем исполнении зрителей с кресел должно срывать. А от главного театра страны этого и ждешь… Но увы, не вышло. Зато в конце на поклоны вышел сам Григорович. Вот тут зал взорвался.

А вот и несколько кривых фото)))























отзывы, `х Григорович, `т Денис Родькин, театр, балет, искусство, "Иван Грозный", `т Михаил Лобухин, тр Большой театр

Previous post Next post
Up