«Столп беспредметного искусства» или Пит Мондриан в Третьяковской галерее.

Nov 22, 2013 08:01

Вообще-то выставка называется «Пит Мондриан. Путь к абстракции», это важно, потому что «путь» - в данном случае ключевое слово. До конца осталось несколько дней, я протянула безбожно, но рада, что успела. К тому же сейчас там же открыта потрясающая выставка Натальи Гончаровой, о которой я напишу, наверное, отдельно, так что есть смысл застать оба события. Еще отдельно хочу напомнить, что не претендую на искусствоведческую глубину, и даже на серьезный стиль изложения - здесь это особенно актуально. Хотя я вполне отдаю себе отчет в значимости фигуры Пита Мондриана в современном искусстве, так вышло, что пост получился весьма язвительным))



Композиция с большой красной плоскостью, желтым, черным, серым и синим. 1921. Источник

Итак, Мондриан. Самое смешное, что распробовала я его не на выставке, а после, когда искала материалы к посту. Отдам должное краткой биографической справке. Пит Мондриан (1872 - 1944) - голландский художник, один из основоположников абстрактной живописи. До 1912 и в годы Первой мировой войны живет и творит в Амстердаме, после - в Париже, а под конец жизни переезжает в Великобританию и США. Так как период его творческого становления и расцвета приходится на 1890-е - 1920-е, то он проходит путь от реализма до основанного им же неопластицизма, последовательно пробуя себя во всех художественных стилях и течениях стыка веков. Вот этот поражающий воображение путь эволюции художественного мышления от реализма к абстракции с некоторой поправкой)) на личность художника и показался мне наиболее интересным аспектом выставки.

В 1890-е - начало 1900-х Мондриан пишет пейзажи в стилистике гаагской ландшафтной школы, довольно унылые, на мой взгляд)) Я прошла эту часть, взгляд ни за что не зацепился, пусть будет просто для иллюстрации.



Остзейская мельница вечером. 1907-1908. Источник

С середины 1900-х художник испытывает влияние символизма и модерна, этот аспект тоже прошел мимо моего внимания, а ближе к концу десятилетия его творчество - цитирую материалы выставки - «…отмечено прикосновением к постимпрессионистической традиции, актуализировавшей для него эксперименты с цветом. Он совершает «экскурсы» в люминизм, дивизионизм, фовизм, перебирая разнообразные грани их художественных возможностей. Архитектурные мотивы в конце 1900-х - начале 1910-х годов обнаруживают его усиливающийся интерес к проблеме архитектоники - конструктивным закономерностям, заключенным в объектах натуры.» Подробно останавливаюсь на этом периоде, потому что с этого места мне стало интересно. Говорят, что подобные цветовые сочетания нравятся шизофреникам, так вот - мне эта психоделика просто на душу легла)))



Дюна II (Пуанталистическая дюна). Эскиз. 1909. Источник



Калла. Синий цветок. 1909. Источник

А вот и архитектурные мотивы…



Маяк в Весткапелле в розовом. 1909. Источник

… и конструктивные закономерности.



Красная мельница. 1911. Источник

В 1912 году Мондриан после выставки кубистов поддается влиянию этого художественного направления, и делает еще один шаг в сторону абстракции. Опять цитата: «Став его /кубизма/ адептом, он упорно занимается последовательным разложением формы…» Я согласна))



Большая обнаженная. 1912. Источник



Пейзаж с деревьями. 1912. Источник

Полет продолжается. «Уже в 1914-м Мондриан практически преодолевает рубеж предметности». Ага.



Композиция с овальными и цветными плоскостями II. 1914. Источник

«Уже к 1918-му намечен пластический метод, положенный потом в основу неопластицизма: разграфленные на прямоугольные сетки холсты и ячейки, закрашенные чистыми цветами». Безусловно.



Композиция с решеткой IX. 1919. Источник

«Классический неопластицизм Мондриана с четко разработанной философско-пластической доктриной окончательно оформляется к 1921 году.» От философско-пластической доктрины я, пожалуй, избавлю, думаю, каждый найдет в этом что-то свое…))) Но именно в этом году появляется его наиболее известное произведение, «Композиция с большой красной плоскостью…», вынесенное в начало поста. Тогда же художник останавливается на единственном цветовом сочетании - белого-серого фона, черных линий и красных, желтых и синих прямоугольников, которое дальше становится его визитной карточкой.



Композиция с красным, синим, черным, желтым и серым. 1921. Источник

На протяжении последующих двух десятилетий художник меняет расположение и размер черных палочек и цветных квадратиков экспериментирует с «тектоническим балансом ритмических соотношений форм и цветов», и «приходит к все более минималистическим решениям».



Композиция с синим. 1937. Источник

Выставка завершается изречением мастера: «Неопластицизм утверждает справедливость, потому что равенство пластических средств в композиции показывает, что каждый может быть равным среди равных…». Я от себя могу добавить, что, судя по этой фразе, его словесные и живописные конструкции точно имеют единое стилевое решение))

На этом можно было бы и закончить, но не все так просто. Исканиям художника неожиданно была подарена вторая жизнь - в дизайне, где они оказались удивительно востребованы. В 1965 году Ив Сен Лоран создает коллекцию платьев «Мондриан», снискавшую оглушительный успех.



Источник

Интерьерных решений в стиле «Мондриана» - море. Например вот.



Источник

Или вот.



Источник

Ну и абсолютно всем знакомы эти предметы. Кто бы мог подумать, откуда растут ноги у графично-жизнерадостного дизайна тюбиков))



Источник

Такой вот неожиданно прикладной финал оказался у приобщения к прекрасному. Так что, будете укладывать прическу - вспомните о высоком)))

Другие рассказы о музеях и выставках:

Ночь искусств. Романовы. Портрет династии. Исторический музей.
Тициан. Выставка в Пушкинском музее.
Прерафаэлиты
Прогулки по Москве. Открытие Ночи музеев.
Прогулки по Москве. Музей им.Пушкина. Золото инков.

отзывы, муз Третьяковская галерея, ст авангард, живопись, выставки, искусство, музеи, `худ Пит Мондриан

Previous post Next post
Up