Дон Паскуале. Большой театр. 19 04 16. Премьера

Apr 23, 2016 00:19

Ситком 6+

Творение "возмутителя спокойствия" прошлого театрального сезона, автора Тангейзера Тимофея Кулябина для Большого театра оказалось безупречным в любом идейном ракурсе, никакой крамолы в нем с лупой не найти. Хотя случился гораздо больше драматический спектакль, чем опера. Если бы не третий акт, я бы ушла с ощущением, что посмотрела комедию под музыку, а не послушала оперу Доницетти.




Произведение очень камерное, на четверых солистов, с небольшими добавками скромного хора. Никаких симфонических картин в нем не предусмотрено, исключительно монологи и диалоги, что легко может сделать действие статичным (поймала себя на том, что даже в голову не пришло написать «арии», «дуэты» и «ансамбли»).

Комедия про то, как подшутили над почтенным господином, решившим жениться накануне своего 70-летия на молоденькой, перенесена в наше время, ну это уже как водится. Дон Паскуале стал итальянским профессором, не от мира сего, существующем в стенах строгого академического института в окружении таких же «синих чулков» обоего пола. В актовом зале этого заведения, похожего на старинную пыльную библиотеку, проходит все действие. В одной картине на переднем плане возникает интерьер спальни Норины, но остальное время на сцене расставляют стулья для университетского банкета, переходящего в дискотеку.

Поначалу я вспомнила Роделинду - кстати, эти две постановки одного масштаба и порядка - и про себя сыто отметила, что в этой осовремененной версии барочной оперы все же удалось уйти от туалетного кафеля и оформить пространство консервативно. Увы, детали интерьера оказываются рассмотрены минут через пятнадцать, а, учитывая, что все действие на сцене просто происходят вводные разговоры, заглядывать туда необходимости больше не возникает. К счастью, во втором акте начинается феерия по одурачиванию главного героя - в этом же интерьере - и там уже захватывает энергия комедии. А в третьем строгие барельефы начинают светиться неоном, сцена наполняется дымом и воздушными шариками, а в самом комичном моменте - превращается в сад, в котором посреди библиотеки вдруг распускаются красные надувные кусты. Кустам мы зааплодировали - настолько забавно и празднично они «вылупились» из бурых шлангов, похожих на пожарные рукава, проложенных по всей сцене. Вообще режиссеру и художнику в третьем акте удалась атмосфера детского праздника, и эмоции это вызвало соответствующие.

К сожалению, музыке тут оказалась отведена вторая роль - она не летит, не искрится, как заложено партитурой, не задает рамки действия, она это действие обслуживает. И если бы не вокал наших Игоря Головатенко и Венеры Гимадиевой, то можно было бы спокойно забыть о том, что пришел на оперу в Большой театр. Удивительно, но двое других солистов - итальянцы Джованни Фурланетто и Селсо Альбело, приглашенные на главные роли - не звучали вообще. Дон Паскуале Фурланетто скорее декламировал и речитативил, чем пел, зато прекрасно играл - то выглядел истинным отталкивающим молодящимся «старым козлом» в моменты ухаживания, а то его до спазма было жалко, когда молодые издевались над стариком. Теноровый герой-любовник Эрнесто в исполнении Альбело был скорее комичным недотепой, чем покорителем сердца Норины, и звучал так же. Игорь Головатенко и Венера Гимадиева были прекрасны во всем, и прежде всего в том, что они спели свои партии и дали шанс все-таки составить представление о музыке Доницетти. А финальную арию Норины про мораль сей истории я даже напевала всю дорогу домой.

Несмотря на такое не сильно мощное и изысканное воплощение классического наследия, спектакль получился милым и поднимающим настроение, как телекомедия-ситком. Музыкальных откровений в нем нет, но есть незатейливый юмор, смешные положения и переодевания, шарики, рожки и прочая цирковая атрибутика праздника для детей 6+. Жаль, музыки мало, но по нынешним временам - без голых *оп - уже счастье.






Даниил Чесноков, Селсо Альбьело, Игорь Головатенко, Венера Гимадиева, Джованни Фурланетто



Тимофей Кулябин

отзывы, опера, театр, тр Большой театр, искусство, "Дон Паскуале"

Previous post Next post
Up