Раймонда. Большой театр. 13 02 16. Мария Александрова, Владислав Лантратов, Иван Васильев

Feb 14, 2016 14:24

Раймонда в Большом - удивительное зрелище. Под тончайшую символистскую музыку Глазунова хореографию качает между хрустальной архаикой Петипа и мощной телесностью Григоровича. Действие то истончается до полнейшей условности, в которой принцесса, рыцарь и сарацин выступают сферическими сказочными персонажами в вакууме, то набухает реализмом жизни, массой настоящих героев, скованных замыслом и габаритами сцены. Головокружительно изысканные, расчисленные картины испытывают натиск энергии и красок, но при этом спектакль все равно остается длинным дивертисментом по поводу сюжета, будто каноном не велено копнуть глубже.




Мария Александрова кажется созданной для этой партии, где не надо прыгать, но нельзя упрощать. Похоже, требующие техники и характера роли «принцесс в пачках» типа Раймонды и Авроры сейчас идут ей больше, чем активно-полетные. Влад Лантратов в белом плаще ослепителен до комка в горле, как ожившая мечта юной барышни о рыцаре на белом коне. Стреноженный стилем Иван Васильев выглядит невыносимо живописно и вкладывает всю энергию, оставшуюся от недопрыганного, в испепеляющую страсть к даме. Все танцовщики - молодцы, а кордебалет в сне Раймонды завораживающе прекрасен.

Обескураживает только третий «венгерский» акт. После абсолютно вырванной из времени и пространства, лишенной психологизма в пользу иллюстративности истории, нарочитая географическая и временнАя конкретика, противоречащая фабуле, рвет шаблон. Во втором акте вся сарацинская тематика вполне уместна, так как совершенно условна. И испанская тоже - Кордовский Халифат, свита неверного, да и испанки клишированные. Приглашенные гости с мазуркой тоже не мешают - какую только живность в свадебные балы не вставляли. Но как воспринять легкомысленные венгерские виньетки в танце рыцаря-крестоносца с именем Жан де Бриен? Он не абстрактный принц, он главный герой «с историей», с другой историей… И сдается мне, что чардашу и мазурке лет так на пятьсот-шестьсот меньше, чем войнам за Иерусалим. Хотя, как я поняла, здесь нет несуразности редакции, Глазунов так и написал с подачи Петипа. Кстати, где бы это уточнить?..

Да, этот балет оформлен великим Вирсаладзе, и это надо увидеть обязательно, даже просто чтобы убедиться, что такое настоящие театральные костюмы. Пока красоту не перенесли на Историческую сцену с сопутствующими завитушками и «приближением к реализму».

[Фото с поклонов]




































`т Владислав Лантратов, отзывы, театр, балет, искусство, "Раймонда", `т Мария Александрова, `т Иван Васильев, тр Большой театр

Previous post Next post
Up