Роделинда, Большой театр, 15 12 15

Dec 15, 2015 23:41

О единстве и борьбе противоположностей или Роделинда vs Отец Фотий

Была на Роделинде. Премьера Большого театра, оперная, Гендель, постановка - европа-стайл, критикам по большей части нравится. Написала отзыв, но не выложила, наверное, от ощущения того, что я сама так и не поняла, как отнестись к этой вещи - и захватывающего и разочаровывающего в ней было достаточно. Одно дело - место этой постановки в оперном ландшафте Москвы, которое может оценить и посмаковать профессионал. И совсем другое - впечатление относительно неподготовленного зрителя, пришедшего «на оперу» в Большой театр.

Вроде бы барочная опера, исполненная целиком и с бережным отношением к изначальному музыкальному канону, которую в Москве и послушать больше негде - это услада для ушей и пиршество для изголодавшихся. Тем более, что певцы - специально приглашенные на эту постановку, и среди них особенно прекрасны редкие в наших краях срезу два контратенора в центральных партиях. Это шанс прочувствовать музыку Генделя и саму оперу в некоем приближении к первозданной органике прихотливого клавесинного барокко и шанс получить от этого удовольствие. Музыка воспринимается легко, несмотря на убийственную длину под четыре часа, это приятно, аутентично и увлекательно, за исключением вокальных стилевых нюансов, которые слышат специалисты.

Но там же есть еще и картинка! Наша уже ставшая перманентной боль - режиссерская трактовка классического музыкального произведения. Произведение начала XVIII века опять осовременено, на сей раз перенесено в Италию времен Муссолини. Визуализация - не болезненная, как в Пиковой Даме, и не убогая, как в Риголетто, что уже победа. Со своей внутренней органикой и искорками иронии, очень камерная и домашняя. Но совершенно не ассоциирующаяся с музыкой, своими прямыми обытовленными линиями не рифмующаяся с барочными золотыми завитушками, да и просто некрасивая.

Я могу понять, что постановщики не хотели ставить барокко «в лоб» - мало того, что «сейчас так не носят», так еще и очень тяжело придать действию динамику при таком диком сюжете и не менее диком количестве длинных статичных виртуозных арий. Решили снизить пафос иронией, обыграть любовные линии темой татуировок, заставили героев во время длинных арий занимать руки развешиванием распечатанных на ксероксе портретов, а ноги - упражнениями на беговых дорожках. Ну предположим.

Но зачем - ЗАЧЕМ??? - покои Роделинды, в которых происходит половина действия, должны выглядеть именно как общественный туалет с псивыми стенами и омерзительно загаженной белой кафельной плиткой? Зачем оголяться до пояса тенору во время исполнения виртуозной любовной арии? Да, я видела, что ему в это время делали татуировку перфоратором, но они видели его торс? Я слушаю прекраснейшую романтичную арию - и вынуждена смотреть на возрастное бледное неспортивное тело, вздрагивающее несовершенствами при наиболее извилистых пассажах. Один несчастный контратенор пропевает свои фиоритуры, кувыркаясь по беговым дорожкам, и мысли только о том, чтобы он не навернулся. Другой страдает по любимой «Глухой рокот ручьев и родников сливается с моим плачем» - в неоновом баре под неоновой же вывеской с огромными бутылками. И этот дешевый неон фатально не рифмуется с романтичными строками, даже в ироничном ключе. ЗАЧЕМ?

Собственно на отзыве про оперу я тут не хочу концентрироваться - в конце концов выложу, наверное, тот текст. А здесь я хотела сказать именно это - я не понимаю, почему «евро-традиция» требует, снижая немодный сегодня пафос классики, обязательно сжиматься в комок и, стесняясь показаться красивыми, уползать на помойку. И заталкивать высокую полетную музыку в нарочито приземленную, тесную, душную бытовую локализацию, которая музыке явно мала. Не говорю, что прочтение должно быть непременно нафталиновым каноном в камзолах и перьях, может быть очень широкий спектр интерпретаций, но хочу видеть режиссуру соразмерную музыке и просто получить удовольствие от спектакля во всех его аспектах - и в визуальном в том числе. Тем более - от спектакля, ядром которого является музыка, совершенно не вызывающая никаких туалетных ассоциаций.

Так что я расстроилась, что «даром преподаватели время со мною тратили», ничего я не восприняла из светлого и прогрессивного, к пониманию какового так жадно тянулась, и осталась ретроградом, дремучим зрителем с неразвитым вкусом, далеким от понимания европейских ценностей. Решила - «колхозу - колхозное», посыпала голову пеплом и включила с горя телевизор на проекте «Голос».

А там - в финал конкурса выходит еле поющий батюшка в рясе, обходящий по голосованию мирского и весьма вокально профессионального мальчика, которого прочили в победители проекта. Вы можете себе представить действующего монаха, под руководством Григория Лепса исполняющего «Монолог» Минкова на стихи Цветаевой? Тот, где «и зелень глаз моих, и нежный голос, и золото волос». «Золото», правда, не достигшему 30-летия батюшке заменили на «седину», и это был не единственный момент надругательства над оригиналом. Бедный отец Фотий, неопытный перформер с испуганным взглядом, бросивший все силы на выведение мелодии, не понимающий, не испытавший ни одну из эмоций, заложенных в стихах, обративший весь нехитрый посыл в «требование веры» с робким движением сжатого кулачка… собирает 80% зрительских голосов и выносит фаворита. И это все на эстрадном шоу, на вокальном проекте, где по идее должны отбирать будущее нашего шоу-бизнеса, а победителю положен концертный контракт и всяческое развлекательное мелькание на каналах. Действующему монаху, ага… Тут уж, как говорится, или … снимите, или … наденьте.

Вспомнила молодость, заглянула на канальный форум. Там - бои! Немало народу, конечно, кто тоже не может переварить такого поворота и считает, что победа в конкурсе дискредитирует и батюшку и конкурс. Но самое интересное - аргументация сторонников отца Фотия! А представьте, пишут они, что люди не следят пристально за конкурсом, что они не делают ставок и не торчат по форумам, разбирая вокальные данные участников. Они и за музыкой-то особо не следят. Просто приходят домой и, усталые от всей этой жизни и задолбанные агрессивной и бездарной эстрадой, включают телевизор. И вдруг видят там человека в рясе, чуждого грязи и агрессии, который поет о возвышенном, и становится им хорошо, и «мурашит», и разворачивается душа, и рука тянется проголосовать. И вот вам 80%. А уж какой он там певец, и что именно исполняет - так они и признают, что это им не важно. Им важно, чтобы было хорошо… Особенно вот это "мурашит" - бронебойный аргумент.

И я вдруг живо представила эту ситуацию, преломленную в театральные реалии, и ощутила себя таким критиком, свысока взирающим на поклонников батюшки. Когда профессиональное сообщество возмущаются отсутствию вкуса у зрителя и продвигает то, что считает прогрессивным, а зритель «голосует сердцем», и иногда выбирает такое, от чего у критиков волосы дыбом. Ну или хотя бы требует этого, когда его упорно кормят другим. Потому что критику важен профессионализм и развитие процесса. А зрителю главное - чтобы «было хорошо». С Генделем ли или с отцом Фотием, прости господи.

Но диалектика диалектикой, но именно моей душе нет успокоения: в театре - барокко в туалете, в телевизоре - ряса на эстрадном конкурсе. Края спектра довольны, а куда, спрашивается, крестьянину податься? Купить что ли, наконец, лыжи, дождаться снега, и - в лес, сливаться с природными началами. Злые вы. Уйду я от вас.

О единстве и борьбе противоположностей или Роделинда vs Отец ФотийБыла на Роделинде. Премьера Большого театра, оперная...
Опубликовано Анной Гурской 24 декабря 2015 г.

отзывы, опера, театр, ст современное искусство, ст барокко, "Роделинда", искусство, тв Голос, тр Большой театр

Previous post Next post
Up