Фестиваль Dance Inversion. Милонга. 23 11 15. На сцене Большого театра. И немного Нау.

Nov 26, 2015 08:01

Милонга была последним спектаклем фестиваля современного танца Dance Inversion Ирины Черномуровой. Из семи спектаклей, показанных на четырех площадках, я посмотрела три, которые выбрала, честно скажу, по известным мне именам хореографов. Сначала был Now, то есть «Сейчас», от Каролин Карлсон, о котором я позорно не написала, в чем не перестаю себя корить, потому что два месяца спустя воскресить в деталях впечатления о бессюжетном абстрактном спектакле практически невозможно. Скажу только, что именно этот балет понравился мне больше всех, и вообще помог понять, за что Каролин Карлсон считается одним из ведущих мировых хореографов в контемпе.




В прошлом посте мелькнул разговор про точки притяжения современного танца, и я писала, что тут масса разных течений, и каждый выбирает свою интонацию. Интонация Карлсон со мной совпала. Немаловажную роль тут еще сыграло исполнение ее родной труппой, потому что в большей части перенесенных на наших танцовщиков балетов выраженно торчат уши другой школы, что создает эффект «напетого Рабиновичем».




Здесь же была полная гармония между светом, звуком и движением, и она была эфемерная, акварельная, прозрачная как небо, как тонкий ускользающий звук струны, но и такая же высокая и глубокая. Жить здесь и сейчас, чувствовать себя здесь и сейчас - трудно представить, как можно было визуализировать это ощущение, но оказалось - можно.




Про Торобаку Исраэля Гальвана и Акрама Хана я писала тут. Впечатления остались довольно половинчатыми, хотя общий итог был весьма позитивным. И нет сомнения, что это мощная, стилистически безупречная, уверенная работа мэтров.

А вот с Милонгой у меня не сложилось совсем. Хотя имя хореографа Сиди Ларби Шеркауи чрезвычайно манило после первого Соло Осиповой-Васильева, когда именно его Mercy мне понравилась больше остальных. Да в общем-то - она одна и понравилась. Но там была полная абстракция - в телесных трико и под классическую музыку. Здесь же в качестве основной эстетики было выбрано танго со всей сопутствующей хореографической, костюмной и декорационной нагрузкой, и этот танговый реализм безвозвратно прибил собой возможность взлета, как тяжелые пыльные ковры и плюшевые диваны прибивают минималистичный интерьер лофта.




Впрочем, может быть там и не было никакой сверхидеи. Несколько пар танцовщиков, все из которых, кроме двоих, были не балетными, а настоящими тангерос из Аргентины, рассказывали средствами танго о драмах в человеческих отношениях. По-моему, идея танцпола, где на фоне урока танца или танцевальной вечеринки разыгрываются отношения между партнерами, мягко говоря, не нова. Начало романа, флирт, страсть, разрыв, одиночество, поиски, любовные треугольники - чувства были представлены во всех своих стадиях и комбинациях. Но вот средства, которыми это было выражено, меня совсем не тронули.

Декорации танцзала сменялись видеопроекциями на задник городских видов, которые незатейливо символизировали общение героев на свежем воздухе. Я недавно разбирала фотографии из последней поездки, и у меня возникло дежа вю - вереница неинтересных, случайных, часто размазанных кадров, снятых из автобуса на «а вдруг», которые приходилось удалять десятками - как будто они восстановились из корзины и оказались выведенными на большой экран. Банальный полумрак танцпола. Странный - очень странный!!! - свет… Не помню, чтобы на Новой сцене софиты светили не из области сцены и колосников, а сзади, из-за зрителей на ярусе. Причем острыми, яркими направленными лучами, и - прямо по головам, высвечивая прически. В какой-то момент левый софит вообще выхватил в световой круг правую половину балкона и держал ее в фокусе несколько минут, и мы из середины напряженно разглядывали ни в чем не повинных людей, пытаясь найти там что-то или кого-то, ради чего была затеяна эта светомузыка. Такое ощущение, что тут вообще был какой-то технический брак.




Пары были в пригодной для танго одежде, но без характерного для бальных танцев утрирования, что опять же выглядело незатейливо. В углу сцены приютились музыканты - скрипка, гитара, фортепьяно и что-то, возможно синтезатор, что издавало звуки, свойственные губной гармонике. Музыка тоже - сплошное аутентичное танго, одно за одним, которое на протяжении полутора часов без антракта стало казаться заунывной волынкой.

И танцы, в которых 90 процентов составляло это самое танго, на оставшиеся 10 чуть раскрашенное вкраплениями идей хореографа. Они выражались в сюжетной компановке всего действия и некоторых вплетениях в канонические движения танцоров - пишу это слово, потому что это были именно танцоры, а не танцовщики, как принято говорить о балетных. Самыми яркими и запоминающимися из хореографических находок были танго втроем - тут действительно стоило поломать голову, чтобы адаптировать традиционные шаги к трио обнявшихся людей - и поддержки «вертолетом». Последние - в виде вращения партнерши на вытянутой руке параллельно полу - продемонстрировала наиболее темпераментная пара ближе к финалу, когда смело пошла из танго в воздушную акробатику, чем всех и покорила.

В итоге осталось ощущение не столько спектакля современного танца, сколько популярного танцевального шоу, скрепленного сюжетом. Мне показалось, что танго победило, а для превращения этого материала в строительную основу для спектакля, надо было уйти дальше от эстетики первоисточника в более отвлеченную стилизацию… Ну хотя бы как те же Хан и Гальван. А просто танцевальное шоу на сцене Большого театра в рамках фестиваля современной хореографии… Если бы я захотела погрузиться в атмосферу настоящего, живого, аутентичного танго, я бы и отправилась в такой танцзал-бар, села бы там в уголке в полумраке с бокалом вина, и, откинувшись на кожаную спинку дивана, сквозь сигарный дым, прищурившись, наблюдала за медитативным движением пар и балдела… А так - нет, не зашло.




Но вообще факту проведения этого фестиваля я чрезвычайно рада. Чем больше я смотрю современных хореографов, тем больше мне кажется, что практически единственная возможность почувствовать посыл их высказываний - это оценить «родное» исполнение собственными труппами. Хотя бы поэтому везти надо. Причем это относится не только к самому свежему, сегодняшнему, но и к западному балету последних десятилетий, философия которого - в головах и ногах тамошних трупп. Так что современный танец чрезвычайно интересен. Но в меру. Потребив его в изобилии, в пятницу пойду припадать к классике.

отзывы, театр, ст современное искусство, балет, фест dance inversion, современное искусство, искусство, `х Шеркауи, тр Большой театр

Previous post Next post
Up