Булочка с нафталином
Один из тех редких балетных вечеров, которые хочется побыстрее забыть. Впрочем, это будет нетрудно. Чуть мелькнувший дар Осиповой и открытие Рыжковой - вот и все впечатления от распиаренной премьеры.
Зачем Стасику этот нафталин? Это единственный вопрос, который крутился у меня в голове до, во время и после вечера. Ага, до - тоже. Похоже, интуиция подсказывает мне безошибочно, что будет в итоге. На этот вечер я не очень хотела даже просто по названию, не зная еще ничего о хореографе, и сдалась исключительно под давлением слухов об участии звезд. Да еще двух сразу - ждали событие! Судя по антуражу и представительству в зале, событие-таки случилось.
На подходе к театру собралась толпа, а внутри - были ВСЕ. Вот настолько ВСЕ, насколько это вообще возможно. Урин с женой и Самодуровым, Кехман, мамтовская администрация, понятно. Балерины - заметила Образцову и Мельник, наверняка они были не единственные. Клака. Телевидение и все известные критики (теперь безумно интересно, что они напишут. Не про Осипову, конечно, тут все предсказуемо, а про остальное))). Все знакомые и полузнакомые балетоманы, которые в силу разности вкусов далеко не всегда собираются на одном спектакле. Короче, куча народу, куча приставных стульчиков в зале. И такая недомашняя, формальная обстановка, что почему-то стало неуютно.
Вот занимает меня вопрос целесообразности покупки старых зарубежных постановок. Понятно, что все творения мэтров, создававших историю балета, так или иначе представляют ценность и интерес. Вопрос только - какой интерес и где. Что-то из произведений -цатилетней давности и сейчас вызывает эмоции, а что-то интересно как памятник, как информация для понимания процесса развития балета, как ключ к современной философии тех или иных балетных трупп. Какие-то - настоящие шедевры - становятся вневременными, их язык не теряет силы воздействия. Не стареет, например, Баланчин. Не стареет Ноймайер (ну во всяком случае в моих глазах). А вот тот же Килиан уже современным не кажется, это высказывание из той эпохи. Хотя, может быть я слишком требовательна, а не замороченному зрителю просто хочется получить удовольствие? Но насмотренный, пусть даже и не начитанный, народ все равно же чувствует актуальность и силу художественного языка…
Короче, в данном случае интерес мог быть в лучшем случае музейный. Джерома Роббинса - американского балетмейстера, много работавшего для Бродвея и прославившегоя Оскаром за постановку Вестсайдской истории, здесь представили исключительно классикой под Шопена. Два из трех одноактников пришли из 70-х, а последний - вообще из 50-х. Классика в это время в Америке царила баланчинская. Ну, собственно, этим все и сказано. Точнее всего сформулировал один из моих соседей, зритель, который ходит на балет достаточно часто, но совершенно не заморачивается на имена и бэкграунд. После первого отделения он спросил - а хореограф правда знаменитый? Все так скучно. И выглядит вторично и старомодно… И, надо сказать, я склонна с ним согласиться.
Первая часть «В ночи» состояла из трех миниатюр под фортепьянный аккомпанемент. Три ноктюрна Шопена - и три пары, которые опять же по-баланчински тянули ноги в сильфидках, по очереди чинно пытаясь передать чувства на фоне задника, изображающего звездное небо. Ради этой премьеры из Новосибирска пригласили Романа Полковникова, они с Анной Оль открывали вечер в амплуа романтичной пары. Довольно невыразительно. Вторыми были Ксения Рыжкова и Денис Дмитриев - их ноктюрн был светским и чувственным. Вот они выглядели очень точно и изысканно. Наталья Сомова и Георги Смилевски должны были раствориться в страсти, но всего лишь продемонстрировали свой класс.
Пианист - Константин Хачикян, Анна Оль, Роман Полковников, Наталья Сомова, Георги Смилевски, Ксения Рыжкова, Денис Дмитриев.
Второе отделение открывали Наталья Осипова и Сергей Полунин с балетом «Другие танцы». Поставленный специально на Макарову и Барышникова, здесь он скорее напоминал концертный номер в каком-нибудь Колонном зале Дома Союзов. Концертмейстер за роялем на сцене и два солиста с классическими па на фоне светлого задника. Осипова померцала темпераментом, безупречным легким мотыльком пропорхав свою партию, к сожалению, слишком выхолощенную для того, чтобы ей было, где развернуться. Сверхэмоций не шло, все подавалось весьма аккуратно. Полунин просто был - я наконец смогла взглянуть на него без шлейфа «великого Сержа» и без сопутствующего этому шлейфу стеба, просто как на одного из солистов в спектакле. Выглядел он нормально, танцевал средне - прыгал высоко, но тяжеловато, вертикальную ось иногда заваливал, на вращениях один раз накосячил - как будто равновесие потерял и полетел в кулисы, но обыграл это. Чувств не вызвал. Печально, что оба забылись после аплодисментов.
Наталья Осипова, Сергей Полунин
P.S. Не давал мне покоя вопрос, почему эта штука выглядела так скучно - хореография или исполнение? Посмотрела записи и Макаровой-Барышниковым и Герен-Войтцел - все-таки доля хореографии огромна. Хотя сравнение в мужской половине очень не в пользу Сержа. Но по поводу того, что я назвала "косяком" на вращениях - это, оказывается, задумка хореографа, и
Барышников (6.53) и
Войтцел (6.35) в этом месте изображают некую "потерю" в пространстве, правда более контролируемую))
Третья часть - «Концерт» - являла собой уже юморное шоу, пригодное для раздербанивания на номера для каких-нибудь новогодних мероприятий на канале «Культура». Привет из 50-х. Пародия на зрителей, пришедших на концерт классической музыки, на девочек в академическом балетном номере, путающие места и направления движения, смахивающий пыль с клавиш пианист, выдернутый из-под зада стул, встретившиеся дамы в одинаковых шляпах - нафталиновый юмор, напоминающий фильм «Мы с вами где-то встречались» с Аркадием Райкиным. Впрочем, этот фильм и балет - современники. Здесь опять блеснула Ксения Рыжкова - невозможно изящная и выразительная среди всей компании. Они там, впрочем, все гэговали, особенно очаровательно это получалось у Насти Лименько. Финальный выход участников в виде мотыльков с усиками и крылышками, где мужчины-жучки ловили дам-бабочек, а пианист - их всех сачком, меня добил.
"Мотыльки"
Еще одним стремительным мотыльком пролетел на выход Зеленский, торопясь, пока не включили свет. Какие чувства унесли остальные персоны от искусства - теперь теряюсь в догадках.
Я
в Фейсбуке,
в Вконтакте,
в Твиттере и
в Инстаграме