Светлый Ручей. Большой театр. 08 07 15. Горячева, Меркурьев, Шипулина, Скворцов

Jul 09, 2015 11:42

Затейливый агитпроп

Занятно - подряд получилось увидеть две комедии с почти одинаковым сюжетом, отличающиеся только временем и жанром. Драматический Сон в Летнюю Ночь и балетный Светлый Ручей, как оказалось, удивительно похожи - комедии положений про перепутавшихся ночью накануне праздника влюбленных, парад любовников романтических и комических, даже девушки-героини и там и там - давние подружки. И вставные артисты на праздник специально прибыли - только у Шекспира нескладные ремесленники, а тут - бравые казаки. И хочу сказать - при всех несуразностях и натяжках, в моих глазах неоднозначный балет безоговорочно выиграл у прославленной пьесы, во всяком случае в этой ее интерпретации.




Я очень люблю агитки сталинских времен. Вся эта стилистика «Трактористов», «Свинарки и Пастуха» и «Кубанских казаков», вся утрированная нарядная ярмарочная народность - удивительной чистоты памятник эпохе. В балете достигнуть такого агитационного размаха гораздо сложнее, что и выразилось в совершенно искусственном либретто, не сказочном, не идеологическом, а откровенно дурацком. Если в Пламени Парижа получилось передать революционный пафос, то тут вымученная история с диким замесом колхозников, дачников, балерин и горцев просто стала нагромождением бессмысленных гэгов. Агитационной функции он не выполнял, как развлечение был слишком жанрово-невнятным, так что, неудивительно, что балет, похожий скорее на пародию, просуществовал меньше сезона, удостоился разгромной статьи под названием «Балетная фальшь» и был снят со сцены.

Но от него осталась чудесная музыка Шостаковича. Не знаю, как выглядела первая хореография Федора Лопухова, может быть, там танцы соответствовали по выразительности музыке, но в нынешнем варианте аудиоряд спектакля был гораздо интереснее видеоряда. За музыкой тянулись стилизованные под колхоз 30-х сценографические решения, и самым слабым местом была хореография. Я вообще пошла на Светлый Ручей, чтобы определиться в своем отношении к Ратманскому. Дело в том, что ни Утраченные Иллюзии, ни его части в Пламени Парижа и Корсаре, меня совершенно не впечатлили. И я искренне надеялась почувствовать что-то, что помогло бы понять, почему он так высоко котируется. И ничего не случилось. Я вглядывалась в танцы, пытаясь уловить его собственный хореографический почерк. У Самодурова - видела, у Посохова - видела, у (не к ночи будь помянутого после Гамлета) Поклитару - видела. А тут глаз отмечал только довольно незатейливо скомпанованный набор элементов академической лексики, по которому я бы вряд ли узнала хореографа, разбавленный стилизациями под народность, пантомимой и гэгами. Вот последнее вкупе с прекрасным исполнением артистами Большого и сделало смотрибельным и увлекательным визуальный ряд спектакля.

Восхитила Анастасия Горячева. Я ее видела немного, и хорошо запомнила только Жизель с Ваней Васильевым, но какая она была Жизель! В ее внешней простоте, скромности движений и при этом необычайной пронзительности и проникновенности есть что-то улановское. Здесь в партии Зины-затейницы лирики было немного, но там где она была, Анастасия казалась Джульеттой. И забавно они смотрелись рядом с Екатериной Шипулиной - Классической танцовщицей. Высокая, энергичная, размашистая Шипулина, конечно, была нужна для этой роли, потому что ей потом надо было мальчика танцевать. Но в дуэтах с Горячевой было совершенно неочевидно, кто из них действующая балерина, а кто - колхозница с балетным образованием)) Хотя надо отдать должное и Шипулиной - она сама по себе технична, да еще вложила в роль весь свой темперамент.

На Руслана Скворцова - Классического танцовщика - легла вся основная нагрузка по увеселению публики на пуантах и в женской сильфидной пачке. Очень широко известны эти фрагменты в исполнении Цискаридзе и Филина, надо сказать, что Николай Максимович там невероятно игрив и кокетлив, а Сергей Юрьевич - изящен и трепетен)) Руслан остался шикарным фактурным мачо, играющим женскую роль, таким прикалывающимся «сильфидом», которого лучше не трогать всерьез. Глядя на него, я впервые задумалась, а мужчины в балете столько на пальцах вообще танцуют? Па де бурре в его исполнении - это трэш и прикол. Но хорош))

Андрей Меркурьев в роли агронома Петра снова был по-графски элегантен - не идут ему простолюдины. Зато роскошен был Игорь Цвирко Гармонистом - пожалуй, с такой выкладкой, с таким подвыподвертом и искрой свою роль больше никто и не сделал. Порадовала Дачница Анны Антроповой, впрочем, ее харизма меня трогает всегда. И был замечательный Гаврилыч Александра Петухова - до чего он все же выразителен в любых ролях!

Резюмируя: Шостакович - это действительно прекрасно, можно приходить просто ради музыки. Остальное - весело, задорно, и дает шанс насладиться культурой танцовщиков Большого театра. Хореографию не поняла. Вот.

[Фото с поклонов]Фото






Горец - Александр Воробьев, Кубанец - Александр Войтюк



Доярка - Татьяна Лазарева, Тракторист - Андрей Болотин



Гаврилыч - Александр Петухов



Галя - Ксения Пчелкина, Гармонист - Игорь Цвирко



Дачник  - Андрей Меланьин, Дачница - Анна Антропова



Классическая танцовщица - Екатерина Шипулина, Классический танцовщик - Руслан Скворцов



Зина - Анастасия Горячева, Петр - Андрей Меркурьев






















Я в Фейсбуке, в Вконтакте, в Твиттере и в Инстаграме

`х Ратманский, "Светлый Ручей", отзывы, театр, тр Большой театр, балет, искусство

Previous post Next post
Up