Жизнь продолжается. Сильви Гиллем. 24 06 15.

Jun 25, 2015 15:00

На обложке буклета - фото трогательной маленькой девочки лет трех. Она кукольно мила, руки послушно сложены на коленках, но в упрямом наклоне головы и твердом взгляде читается сильный характер. Эта малышка - будущая великая балерина Сильви Гиллем. Ей предстоит стать самой молодой этуалью Парижской оперы, любимицей великих хореографов, с блеском станцевать за свою невероятную карьеру почти все мыслимые шедевры классического и современного репертуара, заслужить множество наград и любовь публики. В этом году ей исполнилось пятьдесят, и программой «Жизнь продолжается», привезенной на Чеховский фестиваль, она прощается со сценой.




Нет, в действии совершенно нет такого пафоса, как в этих словах. Да и в самой Гиллем его нет ни капли. Она тонка и стремительна, с рыжей копной волос, невозможно длинными и точными в махах руками и ногами, с абсолютной внутренней свободой в сочетании с феноменальным контролем тела, которому подвластны микронные нюансы рисунка танца. Ее финальная программа включает четыре миниатюры, четыре высказывания мэтров современной хореографии - Акрама Хана, Уильяма Форсайта, Рассела Малифанта и Матса Эка, абстрактные, лаконичные, по-европейски сдержанные, вроде бы о глубинном - но выраженные буднично, без надрыва. И только с горчинкой в самом конце.

В «Techne» - творении Акрама Хана специально для этой программы - союз танцовщицы и хореографа рождает очередное шаманское зрелище. Хан, смешивающий в творчестве запад и восток, европейский контемп и индийскую традицию, обладает узнаваемым этно-философским почерком. На сцене кроме героини - три музыканта, извлекающие медитативные звуки, напоминающие об индийских мантрах, заклинаниях и храмовых танцах. Ритм то тягуче-неспешен, то усиливается и ускоряется, ведя следующее за ним танцующее существо к кульминации эмоций. Это существо - всего лишь часть энергии природы, ее проводник, кружит в шаманском танце вокруг абстрактного проволочного дерева, и первобытное кружение с какого-то момента становится абсолютно завораживающим и самодостаточным, вбирая в себя энергию замеревшего зала, затягивая в воронку рождающейся магии.



Фото - с сайта Театрального фестиваля им. А.П.Чехова http://www.chekhovfest.ru/program/spec/1818/

«Дуэт» от Уильяма Форсайта в исполнении Бригеля Гьока и Райли Уоттса призван не только дать передышку звезде, но и сменить тему. Двое атлетичных мужчин в растянутых майках и свободных струящихся брюках, в полной тишине, иногда прерываемой, а скорее подчеркнутой заунывной однотонной электронной нотой, будто выполняют гимнастические упражнения, но без стержня в телах, струясь, изгибаясь, взаимодействуя друг с другом с чернильной текучестью. Это высказывание Форсайта - об отношениях. В тишине слышно учащенное дыхание танцовщиков, на полу, там, куда они садились - остаются влажные пятна пота, а они продолжают и продолжают свою извилистую гимнастику-капоэйру.



Фото - с сайта Театрального фестиваля им. А.П.Чехова http://www.chekhovfest.ru/program/spec/1818/

«Здесь & Потом» Рассела Маллифанта перекликается с предыдущим дуэтом и продолжает тему пары - но теперь девушек. Компанию Сильви Гиллем составляет танцовщица из Ла Скала Эммануэла Монтанари. В этой части есть некая странность в запаралленных постановщиком движениях обеих героинь, в заложенной их равнозначности, притом что, конечно, Гиллем забирает все внимание на себя. В противовес мужскому дуэту, дамский - более острый и прямолинейный, как раунд кикбоксинга. Даже свет, проецируемый на пол, разбит на квадраты, по полям и дорожкам из которых перемещаются девушки, пока не уходят в глубину сцены, завершив резкий разговор.



Фото - с сайта Театрального фестиваля им. А.П.Чехова http://www.chekhovfest.ru/program/spec/1818/

Но главным элементом программы является последняя часть - моноспектакль «Bye», поставленный вызывающим споры философом и «антиэстетом» Матсом Эком специально для Сильви. Он был сделан несколько лет назад, но теперь, совпавший с темой прощания Гиллем, обрел новый смысл. Под музыку Бетховена балерина снова проживает свою жизнь. Она выходит из кинопроекции, выбирается на сцену из экрана, на котором существует обычная женщина, растрепанная, в нескладных простецких юбке и кофточке, похожая на посудомойку из закусочной. Она появляется такая подростково-угловатая, в этих страшных одежках, и рубленными, корявыми, фирменными «эковскими» движениями начинает рассказывать о самом глубинном, что она прожила. И из простоты и невзрачности, из визуального отторжения вдруг рождается пронзительная, феллиниевская магия. Переломанные, как у куклы, руки и ноги, с которыми она пытается справиться, перекатывание в луче света, из которого не уползти - все проецируется на экран, и, наконец, вызвавшее было ошеломленные аплодисменты в зале, стояние на голове - долгое замирание в противоестественном состоянии upside down. Но и такое у нее было. Эта женщина без пафоса, но с полной отдачей, живет на сцене, а там, в другой жизни, на экране, собрались глазеющие на нее люди. И она уходит туда, к ним, обратно в картинку, и - теперь свободная - растворяется среди них, расходящихся после окончания зрелища. Она легко и красиво сказала «Bye» и исчезла.



Фото - с сайта Театрального фестиваля им. А.П.Чехова http://www.chekhovfest.ru/program/spec/1818/

Сильви Гиллем - это действительно феномен балетной сцены. Ей все подвластно, и выбор точки завершения карьеры так же выверен, как каждое ее движение на сцене. Ее танец по-прежнему завораживает и рождает ощущение присутствия инопланетного существа, вбирающего и передающего вибрации прямо из космоса. Между девочкой с фото и ушедшей в экран девушкой с видео - почти полвека прекрасной жизни, отданной публике. И теперь для нее продолжается жизнь, в которой она принадлежит только себе. Спасибо, что это было.

Другие отзывы о театре

Я в Фейсбуке, в Вконтакте, в Твиттере и в Инстаграме

отзывы, `х Хан, "Здесь и потом", `х Эк, театр, ст современное искусство, балет, тр Моссовета, `т Сильви Гиллем, искусство, "Бай", `х Малифант, "Дуэт", `х Форсайт, "Техне"

Previous post Next post
Up