Разговор о настоящем
Танцовщики, хореографы и лидеры сегодняшнего российского контемпа Анна Абалихина и Иван Естегнеев показали в Центре им. Мейерхольда (ЦИМ) «Жилую комнату / Piece a vivre». Анна известна своими экспериментами в области скрещения танца и мультимедийных технологий, а ее последняя работа
«Экспонат/Пробуждение» только что получила «Золотую Маску». Иван же более 10 лет руководит компанией современного танца «Диалог-Дэнс» в Костроме, и уже входит в конкурсное жюри. Этому спектаклю-дуэту, копродукции Atelier de Paris Carolyn Carlson (Париж) и Арт-площадки «Станция» (Кострома), три года. Его показывали на фестивалях в Париже, Москве и Костроме, а сейчас ЦИМ включил его в свою программу «Дни и ночи танца».
«Жилая комната» - спектакль-дуэт про отношения двоих в современном городе. Ужасное клише - «про отношения двоих…», точно так же, как банальны и не очень изобретательны попытки вербализировать содержание современного бессюжетного или условно сюжетного, про сокровенное, танца. А на самом деле все очень просто, близко, узнаваемо. Без пафоса, экзальтации, нагнетания страстей, без концептуальной зауми, выдаваемой за откровение. Как разговор по душам с друзьями о том, что они чувствуют, через что проходят каждый день, живя вместе. Все так близко, все вот так и есть в обычной жизни, за границей романтического периода, когда начинаются настоящие отношения. Здесь и несовпадения темпераментов, и непонимание, и попытки смотреть в одну сторону, и поиски тепла и защиты, и потребность то слиться, то отстраниться, и скелеты в шкафу, и игры в «как положено», и обнаженное «как есть», которое побеждает.
Перформанс, междисциплинарный проект, современный танец, видеоинсталляция, медиаискусство, современный компьютерный саунд - все эти пугающие ревнителя академической традиции атрибуции тут присутствуют. И снова, как и в «Экспонате», и как в предыдущих работах Абалихиной - достигается идеальное слияние видеокартинки на заднике, света, звука и движения танцовщиков. Лаконичная графика черно-белой комнаты, белые стол и два стула на белом же квадрате пола, и две фигуры в сером, иногда превращающиеся в черные тени на фоне стены, иногда - выступающие вперед, в свет, и обретающие объем - это вся картинка. И на ней - редкие алые акценты: подаренные туфли-лодочки, слишком острые для настоящей жизни, цветные тарелки на белом столе как дань инородному вмешательству быта в разговор о чувствах, и, наконец, мерцающий круглый плод на ветке условного домашнего дерева - намек на яблоко соблазна, который в финале, разрастаясь в огромный пламенный кристалл, все же напоминает двоим про любовь. И герои - очень узнаваемые, городская пара лет тридцати. Он, в обычном кэжьюале - джинсы, рубашка, джемпер - немного холодный, острый, расчисленный, в паре играющий роль рацио, а в душе - ребенок. Она - мягкая, гибкая, теплая, совершенно не балетных субтильных кондиций, а вполне земная женщина с формами. Не из гламура, не из телекартинки, и когда надевает подаренные чувственные лодочки к своим брючкам-карго, понимаешь, как на самом деле выглядит каждая из нас в новой модной вещичке, в душе мысля себя в этот момент моделью с обложки. И какое настроение эта вещичка может создать!
Музыка Давида Монсо - компьютерная, поначалу создающая просто фоновый шум, но потом то превращающаяся в медитативную гармонию, то обретающая танцевальные очертания, как в сцене танго с пресловутыми туфельками. Видеохудожники Ян Калнберзин и Евгений Афонин колдуют с комнатой, в которой монотонно крутится вентилятор, растет дерево, а в минуты шторма в отношениях качаются стены и открываются дверцы шкафа, где болтается страшненькое нечто, призванное символизировать канонический «скелет в шкафу». Заявленные революционные мультимедийные технологии синхронизируют динамику видеокартинки с движениями танцовщиков, замыкая все действие в единый контур. Сами герои скорее живут в своей комнате, чем танцуют. Их пластика - это подчиненный ритму и кантилене ряд бытовых движений, перемещений, шагов, объятий, взаимодействий, с четким характером, собственным рисунком у каждого из них. Но эта хореография изумительна именно тем, что из кажущейся бытовой простоты создается очень метафоричное полотно отношений, эстетичное, как картина, в каждом моментальном срезе, и обладающее завораживающей динамикой. Пятьдесят минут истории пролетают на одном дыхании.
Эта хореография очень правильного настроения, как дружеский разговор среди пафосных речей, актуальный, камерный, теплый и о настоящем. И полный свежего мировосприятия и искренней энергетики талантливых людей. Очень рекомендую своим друзьям, интересующимся балетом, обратить внимание на современный танец вообще и на эти имена и эту хореографию в частности.
Иван Естегнеев и Анна Абалихина
Другие отзывы о театре Я
в Фейсбуке,
в Вконтакте,
в Твиттере и
в Инстаграме