«Чайковский-гала». МАМТ. 24 05 15. Ульяна Лопаткина и балет Перми

May 25, 2015 15:03

После субботней Спящей Красавицы в Большом, от которой я осталась под таким глубоким впечатлением, что никак его не вербализирую, на следующий день сразу отправилась на этот сборник. Не скрою, это было тяжело. Переключения настроения от лоскутного одеяла номеров, свойственного любому гала, как обычно, несравнимы с погружением в продуманную атмосферу цельного спектакля. А уж задник с проекцией нерезких из-за недостаточности разрешения картинок, объявление номеров дамой с «дикторским» голосом, путающей фамилии, и музыка Чайковского в фонограмме - это почти пограничная отсылка к эстетике колхозных клубов. Но оказалось, что все эти моменты стоило потерпеть ради нескольких приятных открытий.




Вечер был посвящен 175-летию со дня рождения Чайковского, и программа этот факт полностью отражала. Первое отделение целиком было отдано белому акту из «Лебединого озера», и целиком - магии Лопаткиной. Ульяна Вячеславовна, озадачившая своей невнятной Маргаритой без Армана в апреле на «Золотой Маске», на сей раз «привезла» себя настоящую, и даже в этом скупом антураже заставила забыть о бренном и насладиться тем, что делает ее уникальной, царственной, «божественной» балериной. Это волшебство, отсутствие границ в возможности выразить телом тончайшее, контроль каждого миллиметра выверенного движения, повелительность и господство во всем пространстве не только сцены, но и зала… В череде перетекающих поз адажио нет энергии скорости, нет размаха, нет инерции - и сделать его не упражнением в технике, не статичным набором поз, а «спеть» телом, перетечь из одного движения в другое - медленно-медленно, но непрерывно, как ртуть, каждую секунду меняя рисунок на миллиметр, и при этом естественно существуя в образе, в роли, отдавая нежность лебеди и взывая к защите… Это действительно великая балерина и уникальная Одетта. Данила Корсунцев - Зигфрид - сдержанно ассистировал «божественной», девушки из пермского кордебалета - оттеняли.




Второе действие было эклектичным. Ульяна Вячеславовна (не могу без отчества, она так себя подает, что иначе - фамильярно…) открыла его Русским танцем. Последовавшее Большое адажио из «Щелкунчика» в исполнении пермяков надо было принять к сведению, чтобы дождаться их же Баланчина. А вот это было прекрасно! Недаром их «Симфонию в трех движениях» выдвигали на «Золотую Маску». Тогда их не довелось посмотреть, но теперь я восполнила пробел - а это надо было сделать обязательно. Труппа Пермского театра оперы и балета, похоже, действительно прочувствовала эту хореографию, вжилась в нее до полного растворения. Прима театра Инна Билаш и премьер Никита Четвериков в Классическом па де де просто покорили легкостью, свежестью, чистотой линий, удовольствием, с которым они купались в хореографии Баланчина - и вызвали бурный восторг в заскучавшем было зале. Никита персонально выдвигался на «Маску» за свою работу в «Симфонии…», очень хочется сказать, что заслуженно. У него хорошие линии, прекрасный прыжок, который он с удовольствием демонстрировал, и совершенно лучащееся настроение, что всегда передается в зал. Впрочем, Инна тоже заслуживает самых лучших отзывов - очаровательная, легкая, выразительная, техничная балерина.

После прекрасных пермяков зрителей ждало Свадебное па де де из «Спящей красавицы». Лучше бы я не видела это вчера в исполнении Александровой и Волчкова. Лучше бы я не держала в голове Захарову и Холберга, ту же Александрову и Цискаридзе. Хотя нет - лучше бы я никогда не увидела того, что сделала с этим Кристина Шапран. Впервые видела девушку «живьем». Очаровательная, с красивыми линиями - она была такой пока не начала танцевать. Дальше изумление нарастало все больше и больше - она же на ногах не стоит! Она не может почти ничего! Ее хорошо фотографировать для глянцевых журналов, но в динамике она никакая. Вся грация, все обаяние статики - все слетело, когда надо было начать танцевать, и все усилия девушки оказались направлены только на одну задачу - не упасть. Впрочем, и с этой задачей она не справилась - с грохотом слетела с пуанта в сольной вариации. О выразительности и рисунке роли не приходилось даже мечтать - в наличии были только перепуганное лицо и старательные попытки успеть за музыкой и хоть смазанно, но сделать хоть что-то, что получится. Жалкий ученический танец. Единственный элемент, который ей дался - красивый арабеск, и то, лучше, чтобы кто-то ее при этом поддерживал. Этим занимался Евгений Иванченко с лицом, соответствующим ситуации. Еще в его обязанности входило докручивать ее во вращениях - по 2-3 оборота инертного тела, и принимать столь же инертное тело в поддержки. Это ужасно. Да еще на одной сцене с Лопаткиной.

Пермь еще подарила небольшой неоклассический номер «Вариации на тему Рококо» своего худрука Алексея Мирошниченко в исполнении того же Никиты Четверикова, фамилию которого на сей раз диктор произнесла правильно, и Полины Булдаковой - тоже милый и свежий, хотя вряд ли его хореографию можно назвать откровением. Зато в конце отделения Ульяна Вячеславовна с Андреем Ермаковым порадовали адажио из «Бриллиантов». Ну тут не о чем говорить - это ее коронная во всех отношениях партия (шепотом - хотя с дуэтом с Цискаридзе все же не сравнить - там было шедевральное исполнение).

Организаторы оценили свою работу чрезвычайно высоко - раза в три выше обычных цен в МАМТе, но решили за эти деньги не экономить на количестве материала. Впечатлений было уже очень много, но концерт обещал быть огромным - после антракта ждало еще одно отделение на 40 минут. И там была заявлена «Серенада» Баланчина в исполнении всех участников. И ожидания были оправданы - пермяки теперь уже всей труппой показали, как они танцуют Баланчина. А танцуют они его изумительно. В программке несправедливо не указали их фамилий, уж солистку точно можно бы было. Хотя там все девушки были совершенно очаровательно вовлечены, устремлены и растворены в танце, как послушные кисти, которыми художник создавал свои волшебные линии. Часто бывает, когда класс исполнителей совершенно не гарантирует восприимчивости к языку определенного хореографа. Это, кстати, было видно и на примере Ульяны Вячеславовны, которая здесь осталась самой собой - прекрасной, но Лопаткиной. А девушки из Перми - стали частью баланчинского полотна.

Вот собственно ради Лопаткиной в Лебедином и пермяков в Баланчине надо было посмотреть этот странный и непростой вечер. И теперь надеяться на привоз целых спектаклей.

Фото с поклонов - промежуточные с телефона, на финальные достала фотоаппарат.
[Фото с поклонов]После первого отделения.



Одетта - Ульяна Лопаткина, Зигфрид - Днила Корсунцев




Второе отделение. Поклоны после каждого номера были стремительны, внезапно промелькнула мысль, что все могут потом и не выйти, вот - кого еле успеть поймать.



Инна Билаш и Никита Четвериков



Кристина Шапран и Алексей Иванченко



Ульяна Лопаткина и Андрей Ермаков

После третьего отделения.



Ульяна Лопаткина, Данила Корсунцев, Кристина Шапран, Андрей Ермаков









На переднем плане слева от Ульяны - Инна Билаш










Другие отзывы о театре

Я в Фейсбуке, в Вконтакте, в Твиттере и в Инстаграме

театр, балет, "Лебединое Озеро", "Серенада", `т Ульяна Лопаткина, "Бриллианты", `х Баланчин, `х Горский, `х Иванов, `х Петипа, отзывы, искусство, "Классическое па де де Бал", "Русский танец", тр Пермь, тр МАМТ

Previous post Next post
Up