Клетка для попугаев. Евгений Панфилов.

May 14, 2015 12:08

Балет театра Евгения Панфилова. Самого основателя уже больше 10 лет как нет, а пик их популярности пришелся на 80-е - 90-е, и тогда, и в нулевых их обласкали премиями, а его приглашали ставить и преподавать. Театр продолжает существовать, но без идеолога по отзывам уже не тот. А этот балет - из лучших времен.




WARNING: не классика, современный танец!)))

Эксперимент со смертельным исходом

Выросшие в клетке, не выживают на воле. Этот закон эволюции действует и в человеческом обществе. Запертые в клетке субкультуры обречены на существование в ее рамках, которые становятся спасением и защитой от внешнего мира, живущего по другим законам. Об этом - пронзительный балет Евгения Панфилова «Клетка для попугаев».

Евгений Панфилов - фигура столь же знаковая для развития современного танца в России, сколь и трагичная. Выросший и сформировавшийся как художник на излете советского времени, он оказался одним из пионеров, стоявших у истоков революции танцевального жанра. Вдали от больших сцен, в Перми, Панфилов делал в танце то же, что и рок-музыканты конца 80-х - начала 90-х - в музыке. Его энергии хватило не только на творческий эксперимент, но и на организацию театра «Балет Евгения Панфилова», а его таланта - не только на череду резонансных постановок, но и на признание мэтрами хореографии и преподавание современного танца. А его ранний уход оказался внезапным следствием непростой личной жизни.




В начале 90-х, когда появилась «Клетка для попугаев», в Москве гремели постановки Романа Виктюка в «Сатириконе». Вычурная, чувственная эстетика «Служанок», с откровенным гимном мужскому телу, не предназначенному для женщины, завораживала толпы поклонников. Красота странных, непонятных, но разрывающих душу отношений между героями была столь же непривычна, сколь и притягательна. Эту же эстетику - пары физически совершенных, чувственных и замкнутых друг на друга героев - Панфилов положил в основу своего балета. Подобно Виктюку, взявшему в союзники пронзительные композиции Даниэля Лавуа, Панфилов использовал для своего спектакля вообще беспроигрышную по драматическому воздействию классику - музыку Бизе-Щедрина к «Кармен-сюите».




По замыслу балета главные герои - птицы, попугаи в клетке, пара, огражденная от внешнего мира, развлекающая себя бездумным передразниванием происходящего за ее стенами. А вне клетки царит конформизм. Существа извне подчеркнуто прагматичны, лишены самолюбования, и, кажется, вообще потребности в прекрасном. Они передвигаются группками, почти строем, их пластика рубленная и нарочито приземленная. Дамы в подобии халатов, мужчины в подобии пижам - это мир кухонь. Но попугаи этого не понимают, у них нет других забот, кроме как «делать красиво». Их эстетствование - двух почти обнаженных фигур, любующихся собой и друг другом, то с элементами пародий, то с элементами стриптиза, иногда выглядит очень глупо, как символистские упражнения, форма ради формы. Балованные, не знающие забот, но знающие отношения, они чисто рефлекторно нащупывают границы клетки, и внезапно открывают, что их можно нарушить. В их выходе за пределы нет ни прорыва, ни поиска свободы, ни пафоса - это скорее случайное действие, шаг детей в познании мира. И вот тут оказывается, что миру они - такие - не нужны. Не приспособленные к другой, внешней реальности, они пытаются примерить ее на себя, надевая брошенные тряпки местных обитателей. Но безуспешно. Попугаи остаются попугаями - существами, способными выжить только в клетке. Мир их не принимает, и они погибают на воле.




Сколько пластов смысла заложил Панфилов в нехитрую историю покинувших клетку птиц… Здесь смешались, наверное, все загнанные в подполье субкультуры. И гей-тема, и тема художников, работающих вне мейнстрима, и тема социальной «инакости» - все, что наболело, что требовало высказывания, было выплеснуто на сцену. Но самой тонкой аллюзией остается не гибель попугаев, а то, что люди из внешнего мира, сбросив свои кухонные тряпки, устремились в опустевшую клетку. Что они хотели там найти? Иллюзию избавления от забот? Прикосновение к красоте? Просто себя истинных, наконец, без условностей и масок?

Смелый и провокативный спектакль был поставлен в 1992 году. Потом Евгений Панфилов трагически погиб, а его театр выживал и пытался сохранить наследие своего идеолога. Течение времени расставило все на свои места и позволило отделить в неоднозначном потоке субкультурных произведений 90-х коньюнктурные протестные вещи от настоящих творческих прорывов. В 2005 году «Клетка для попугаев» была восстановлена и получила официальное признание в виде «Золотой Маски» в жанре современного танца.

PS. Балет  - всего 40 минут, пролетает на одном дыхании. Ссылку не даю, но гуглится легко.

Другие отзывы о театре

Я в Фейсбуке, в Вконтакте, в Твиттере и в Инстаграме

отзывы, театр, ст современное искусство, балет, Класс критики, искусство, "Клетка...", `х Панфилов

Previous post Next post
Up